
В спектакле «Фро» актеры играют в зрительном зале, а зрители сидят на сцене
Краснодарские театры традиционно завершают сезон премьерами. В Музыкальном театре краевой «Премьеры» возобновили в новой редакции оперетту «Девичий переполох», Молодежка готовит трагифарс «Идиот» по Достоевскому, а Театр защитника Отечества обратился к Чехову — инсценируют рассказ «Попрыгунья». Краевой академический театр драмы «вырастил» из лабораторного эскиза спектакль «Фро» по Андрею Платонову. Необычную постановку посмотрела журналист Нина Шилоносова.
После спектакля перечитала рассказ. И обратила внимание на ранее незамеченное словосочетание в описании отца девушки, страдающего без своих паровозов, — «неудовлетворенное рабочее вожделение». Само слово — из церковнославянского, раньше, как видно, не обозначало сексуального влечения. Как сообщает философский словарь Спонвиля, более широко — это эгоистичная любовь, даже корыстная.
Ефросинья Нефедовна Евстафьева (сплошные «ф»!) — молодая женщина, недавно вышла замуж за идейного инженера Федора, а для него коммунизм и наука на первом месте. Он взял и уехал надолго на Дальний Восток налаживать таинственные для Фро электрические приборы. И она в первый же день поняла, что жить без него не может. Она очень желала, чтобы муж всегда был с ней рядом, т. е. вожделела. И у Анастасии Довбыш здесь эта жажда очень хорошо получается (в отличие от ее же Вероники в «Летят журавли», где в начале тот же эгоизм влюбленной).

Главные роли сыграли Иван Романюк (инженер Федор) и Анастасия Довбыш (Фро)
Платонов — мастер неожиданных описаний и диалогов. Его «простые» герои иногда говорят как обыватели Зощенко, а иногда как будто стоят на кафедре, то ли церковной, то ли коммунистической. (А еще сказовой — в этом плане мне очень понравился эскиз «Река Потудань» Дмитрия Лимбоса на Лаборатории-2024) Этот уникальный стиль и непохожесть повествования воплотил в постановке молодой, но уже высоко котирующийся в России режиссер Филипп Гуревич.
Его «песнь о расставании» я бы назвала жестоким железнодорожным романсом. Решение перенести действие в большой зрительный зал, а зрителей посадить на сцене сразу переворачивает восприятие — ничего привычного не будет. На самом деле, ничего вещного, бытового, кроме игрушечного паровозика в руках Нефеда Степановича. Пока зрители рассаживаются, Фро и Федор как новобрачные, застыв, стоят перед ними под странные звуки, вызывающие тревогу.

Отца Фро, отставного паровозного механика Нефёда Степановича, сыграл Евгений Женихов
Рассказ ведут (и играют) три женщины в брючных костюмах (ч/б) — Татьяна Корякова, Татьяна Голоперова, Елизавета Вареникова; одержимый работой папа-механик (ч/б, шапочка и галстук-бабочка) — Евгений Женихов, строгий юноша специалист Федор (ч/б, кожаный плащ, перчатки, зализанные волосы) — Иван Романюк. И один лишь белоснежный прекрасный цветок — мятущаяся несоветская Фро. (Образы — художник Ольга Суслова).
Белое покрывало, которым обволакивают партер с любовниками, превращается в нездешнее воздушное платье (и ты невольно вспоминаешь одежды Кити на балу в «Анне Карениной»), и вот оно уже кажется саваном…

Премьера состоялась 14 июня 2025 года
Размеренная (по рядам и местам!) скупая жизнь с музыкой страсти в душе, с всполохами и изломанными лучами (художник по свету Павел Бабин) режиссером резко обрывается. Это кардинальное расхождение с финалом у Платонова мне показалось органичным для истории, прочитанной Гуревичем. Слишком широка «полоса отчуждения» любящей мещанки Фро от магистрального пути созидателя нового мира Федора.
…Этот гудящий поезд со страшными огнями переехал и меня.
(Ну разве что маленькой паузы не хватило в самом конце).
P.S. Великий писатель и инженер прожил очень трудную, почти нищенскую жизнь, был разгромлен критикой самого Сталина. До сих пор исследователи спорят о том, насколько искренним был Платонов в своем стремлении быть рядом с партией, и не являются ли его необыкновенные произведения (романы опубликованы лишь в перестройку) не воспеванием строителей социализма, а «клеветой на советских людей».
P.P.S. Первая книга рассказов Платонова «Голубая глубина» была издана в 1922 году в Краснодаре.
