Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение новые поправки в Уголовный кодекс. Теперь они предлагают штрафовать за «оправдание экстремизма» — по аналогии с «оправданием терроризма».
В чём разница? Кого смогут привлечь к ответственности, если закон примут? Объясняет юрист Юлия Федотова.
Закон дает определение понятию «терроризм». Под ним понимается «идеология насилия» и ее реализация. Обязательно с определенной целью — воздействовать на принятие решений органами власти и устрашить население. Перечень преступлений террористической направленности широк: от собственно теракта до финансирования терроризма. И до вынесения приговора не было сомнений, что 1 сентября 2004 года в Беслане был совершен именно теракт. И человек, публично оправдавший действия боевиков, понес бы ответственность по статье 205.2 УК РФ (до семи лет колонии).
Есть теракт или то, что следователями квалифицировано как теракт, значит нельзя говорить об этом в положительном ключе.
«В том, что касается терроризма, закон в целом более-менее понятен. С экстремизмом всё сложнее»
Закон не дает определение понятию «экстремизм», оно происходит через перечень действий, причем очень широкий. При этом оправдание терроризма тоже относится к экстремизму. Происходит смешение понятий. Неясно, можно ли будет в случае принятия нового закона квалифицировать «оправдание терроризма» еще и как «оправдание экстремизма» и, соответственно, сажать за слова на больший срок сразу по двум статьям по совокупности.
«Экстремистских преступлений» не меньше, чем «террористических», и определены они куда менее четко. Это, например, пресловутые «возбуждение ненависти или вражды», в том числе по признакам отношения к социальной группе. Любой социальной группе, например чиновники, врачи, мигранты или женщины. А еще — «призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Под такие нормы зачастую подпадает любая критика или негативная оценка.
«Новый законопроект предлагает возможность назначать до 5 лет колонии за "оправдание или пропаганду экстремизма"»
Норма выглядит переписанной с «оправдания терроризма». Но ввиду неопределенности самого понятия «экстремизм» применение этой нормы может быть куда более широким, чем к «террористическим» статьям.
Например: кто-то разместил на своей странице во «ВКонтакте» песню из списка экстремистских материалов. Это административное правонарушение (статья 20.29 КоАП РФ: для физических лиц штраф до 3 тысяч рублей либо арест до 15 суток). Впрочем, ответственность вообще может и не наступить: проглядели, упустили сроки, не захотели привлекать. А вот если вы оставите положительный комментарий к этому посту, то это уже будет квалифицировано как преступление — «оправдание экстремизма». И вам грозит до 5 лет лишения свободы.
Сюда может относиться, к примеру, выражение несогласия с признанием какой-либо организации экстремистской. Или с тем, что по обвинению в создании экстремистского сообщества прокурор запросил для Навального 20 лет колонии особого режима. А еще за поддержку более жесткой мигрантской политики: потому что «экстремизм» в том числе и про дискриминацию по признаку национальности.
Законопроект настолько расплывчатый, что даже заявление министра здравоохранения Михаила Мурашко о том, что женщинам надо сначала рожать, а потом работать, может быть расценено как оправдание дискриминации по признаку пола.
«С учетом неопределенности понятия "экстремизм", попасть под действие новой статьи УК РФ в случае ее принятия может любой»