В первые три месяца 2024 года станет ясно, готовы ли закрытие аэропорты юга России снова принимать гражданские рейсы, — пока возобновлять полеты рискованно. Генерал-майор авиации Владимир Попов по просьбе 161.RU оценил риски и назвал условия открытия аэропортов Ростова и Краснодара.
Владимир Попов — заслуженный летчик РФ, кандидат технических наук, член экспертного совета общественной организации офицеров России.
— Южные аэропорты находятся в зоне, подверженной риску. Но сейчас в меньшей степени, чем года назад, и мы понимаем почему. Удалось немного отодвинуть линию фронта, — отметил Попов.
При этом возобновление гражданских перелетов до конца года, о возможности которого сказал кубанский губернатор, Попов считает преждевременным: даже если удастся обезопасить 100–200 рейсов, происшествие с одним бортом обесценит всё.
— Я бы подождал еще, вот следующий квартал. Тогда будет ясно, какой будет обстановка, — заявил генерал Попов. — Если давать добро на перелеты, я бы исключил в этой зоне любые полеты, идущие по международным рейсам, а по внутренним рейсам допускал бы самолеты только по восточной стороне.
«Нужно летать длинным маршрутом, через восток. В таком случае полеты в Ростов или Краснодар можно будет организовать»
Но даже полеты над Кавказом и Каспийским морем потребуют задействовать дополнительные силы ПВО для прикрытия аэропортов. Оборона должна быть плотной, зональной — для предупреждения возможного удара, говорит генерал. И при малейшем сомнении в безопасности рейса его необходимо сажать.
— Причем до людей нужно будет довести, что это не нештатная ситуация. Так и должно быть. Это должно заранее оговариваться с пассажирами: «Если вы согласны на полет, то посадка может произойти в безопасном аэропорту — будьте готовы». И, соответственно, дальше доставлять уже поездом или автобусом до конечного места назначения, — добавил он.
Попов когда-то курировал совмещенную рабочую систему гражданской и военной авиации, и тогда все диспетчеры обязательно были офицерами запаса. Комплексная военно-гражданская система, контролирующая небо, очень бы пригодилась при возвращении полетов в южные аэропорты в текущих условиях, согласно предлагаемому Поповым решению.
— Это вариант, который можно организовать. Но, повторюсь, доживем до весны — тогда можно будет рассматривать его.