В Ленинском районном суде 13 апреля прошло заседание по иску инициативной группы жителей Юбилейного микрорайона к администрации Краснодара и «Краснодаркрайгосэкспертизе». В нём люди оспаривали результаты госэкспертизы, проведенной в 2016 году по проекту новой дороги из ЮМР в сторону кольца на пересечении улиц Калинина и Лукьяненко. В итоге суд отклонил иск жителей, они планируют оспорить это решение.
Контракт стоимостью 1,9 миллионов рублей на проведение госэкспертизы по проекту дороги заключили осенью 2016 года с ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза». За год до этого «Краснодаргражданпроект» за 76 миллионов рублей выполнили проектно-изыскательные работы.
«Краснодаркрайгосэкспертизу» образовали в 1998 году в краевой столице, директор — Сергей Абулгафаров, учредитель — департамент строительства Краснодарского края. Свежих данных о прибыли учреждения нет, но всего оно заключило более 2000 контрактов на общую сумму свыше 922 миллионов рублей.
ОАО Территориальный институт по жилищно-гражданскому проектированию «Краснодаргражданпроект», который возглавляет Владимир Погосян, образовали в 1992 году. За 2020 год фирма заработала 2,5 миллиона рублей, а всего за время работы она заключила 215 контрактов на 2 миллиарда рублей.
О чём идет речь?
Администрация Краснодара уже много лет говорит о планах по строительству дороги от улицы Думенко в Юбилейном микрорайоне до кольца на Калинина и Лукьяненко. Планируется, что новая улица свяжет между собой два района и уменьшит пробки на выезде из ЮМР. Проект заложили в Стратегию «Краснодар-2030», а в 2020-м власти сообщали, что его хотят реализовать в 2022 году.
Что это за дорога?
Согласно проектной документации, которая есть в распоряжении портала 93.RU, речь идет о строительстве магистральной улицы районного значения протяженностью 2,4 км — об этом говорится в пояснительной записке. При этом в тексте самой проектной документации сказано про автомобильную дорогу местного значения.
Альтернативные варианты проложения трассы не рассматривались (п. 3 пояснительной записки). У дороги будет четыре полосы для движения машин общей шириной 16 метров, на улице Калинина хотят оборудовать один подземный переход. Строительство займет 31 месяц.
Согласно отчету, в перспективе по новой дороге будут ездить от 1530 до 2222 машин в час, из которых 90% — легковые. Документы по берегоукреплению реки Кубани в проекте не разрабатывали.
Для дороги что-то снесут?
По улице Калинина от территории КубГАУ до пересечения улиц Калинина и Лукьяненко расположены многочисленные нежилые объекты — гаражи, мастерские СТО, магазины. Все объекты, а также существующие дорожные покрытия, попадающие в зону производства работ, подлежат демонтажу.
Дорога пройдет на территории и в границах зон охраны памятника археологии — «Грунтовый могильник 2 у Афонского перевала», который относится к периоду от первого тысячелетия до н. э. до XV века. Вокруг подобных объектов есть охранная 200-метровая зона, однако по согласованию расстояние может меняться. Таким образом, управление госохраны объектов культурного наследия заключило, что дорогу можно строить. Но только под наблюдением и надзором археолога!
А еще при строительстве дороги придется полностью поменять напорные сети фекальной канализации и сеть водоснабжения, которые проходят под этим участком. Первые построили в 1982 году, а другие — в 1967 году, поэтому они находятся в аварийном состоянии.
А разве такая дорога не будет шумной?
Будет, это даже признают эксперты. Это коснется домов на улице Генерала Шифрина, Калинина и Южной. Однако в проекте нашли выход: там решили установить на окнах шумозащитные вентиляционные устройства. Как специалисты планируют попасть в квартиры жильцов, на каком основании и кто их туда пустит — в тексте проекта не уточнили. При этом число окон определили визуально.
Однако с шумом оказалось не всё так просто. В выводах независимой экспертизы, сделанной в 2018 году, говорится, что вариант с установкой вентиляционных устройств «не может снизить уровень шума до нормативных значений». На это есть несколько причин:
допустимые уровни шума установлены без использования принудительной системы вентиляции, они должны соблюдаться даже с открытой форточкой. То есть если в домах сейчас нет этой системы, то и расчеты нужно производить, не учитывая ее;
специалисты не предоставили доказательств того, что после установки клапанов будет обеспечен воздухообмен;
на сайте фирмы, чьи клапаны предлагается использовать, сказано, что звукоизоляция закрытого окна «практически не снижается». Получается, что сам производитель не подтверждает защиту от транспортного шума в указанных интервалах;
в проекте нет согласования установки клапанов в помещениях жилых домов.
Интересно и то, что расстояния от края дороги до линии жилой застройки будут составлять от 18,7 до 45,7 метра. По словам местных жителей, от проезжей части до многоэтажки на улице Генерала Шифрина, 7 фактически расстояние еще меньше, а на этом участке расположена и детская площадка.
А что с растениями?
Для строительства дороги планируют вырубить 17 крымских сосен, 8 хвойных растений (в том числе 3 аварийные туи), 780 лиственных деревьев, 20 аварийных деревьев и 1916 кустарников. Вместо них хотят высадить 33 сосны, 136 туй и можжевельников, 377 лиственных деревьев и 4114 кустарников.
Отметим, что крымская сосна занесена в Красную книгу РФ и Украины, однако в 2019 году ее исключили из Красной книги РФ на территории Крыма. По официальным данным, исключение поможет в соблюдении противопожарной безопасности, однако люди считают, что это сделали для удобства вырубки деревьев под застройку.
В тексте независимой экспертизы сказано, что дорога во время ее строительства и эксплуатации будет оказывать «допустимое вредное воздействие на окружающую среду». Влияние на животный мир не прогнозируется ни в процессе строительства, ни при эксплуатации объекта, говорится в документе.
— Изложенная в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды» информация не соответствует требованиям норм и правил РФ, окончательная экспертная оценка может быть проведена после предоставления откорректированного в соответствии с принятыми технологическими решениями разделе.
Помимо этого, в «Единой службе заказчика» письменно объясняли местным жителям, что экологическая экспертиза дороги не проводилась, потому что этот объект не подлежит ее проведению согласно краевому закону № 1205.
Дорогу всё-таки построят?
В пресс-службе администрации Краснодара журналисту 93.RU рассказали, что уже изъяли в муниципальную собственность первый участок для строительства дороги — по улице Калинина. Сейчас идет работа, связанная с формированием всей необходимой земельно-правовой документации, а также изъятием других земельных участков.
— Параллельно администрация Краснодара направила обращение в Министерство транспорта РФ — для проработки возможности финансирования работ, связанных со строительством нового въезда в Юбилейный микрорайон, — добавили в пресс-службе.
По мнению мэрии, во время сходов людей в Западном округе с жителями микрорайона провели «разъяснительную работу». Но, кажется, жители, которые продолжают отстаивать свои интересы в суде, могут с этим поспорить.