Трасса М-4 «Дон» — главная дорога, соединяющая центр страны с южными курортами. В сезон отпусков трасса превращается в одну из самых загруженных в России, а из-за постоянных ремонтов и пробок становится еще и самой обсуждаемой. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь узнала, что больше всего раздражает дальнобойщиков и простых водителей, которые едут с семьями к черноморским берегам.
На Дону все гладят Чубайса
Магазин запчастей на обочине трассы «Дон». Посетителей встречает рыжий кот с зелеными глазами: он медленно поднимает внимательный взгляд от коробки с нардами, на которой спит. Стоящая у прилавка девушка предупреждает: «Не обращайте внимания. Это Чубайс. Его все гладят, и он уже устал от излишней заботы». Смешно, говорю, назвали. Она в ответ: «Вы поняли, почему Чубайс? Здорово. Многие не понимают».
В разговоре выясняется, что многие путешественники останавливаются здесь — путь на моря не близкий, поэтому на пути туда или обратно что-то в машине да ломается. По словам продавщицы, водители с ней часто разговаривают о жизни, высказывают эмоции от поездки.
— Вот сегодня у меня пять человек подряд просят релешки. Какой-то день реле. Многое зависит и от погоды. От жары радиатор течет, к примеру, — объясняет девушка, которая, кажется, в разы лучше разбирается в автомобилях, чем многие мужчины. — Я недавно сама ехала в Краснодар и почувствовала все ремонтные работы на трассе на себе — час минимум в пробке простояла. Так случается. Народ у нас эмоциональный — выскажутся в магазинчике и поедут дальше.
По соседству стоит, утопая в зелени, придорожное кафе — на вид, будто из старого кино. За 13 лет работы заведение обзавелось постоянными клиентами, признается его владелец Христофор. Он с гордостью говорит, что здесь могут не только вкусно накормить, но и выслушать.
— Чаще всего водители жалуются на подорожание всего. Дорога многих выматывает. Трасса с бесконечным ремонтом — основная тема для бесед. Конечно, здесь когда объезд был на улице Чапаева через Западную на М-4 «Дон», то легче было. А потом его закрыли, отбойники поставили, и всё, — сетует предприниматель. — Это был один единственный выезд из города. Надо было два выезда сделать, чтобы пробок меньше было. Вообще здесь планируют эстакаду делать уже который год, но всё никак.
«Работать и работать вашему местному руководству...»
Участок трассы в районе Аксая — один из самых загруженных в стране. Здесь потоки путешественников и дальнобойщиков сливаются с десятками тысяч машин местных жителей. Но сейчас вереницы большегрузов проносятся с огромной скоростью. Дальнобойщики говорят, что в этом году пробки чаще возникают севернее Шахт (с 974-го по 982-й километр), возле Батайска (с 1075-го километра). Многие водители называют «адским» именно участок М-4 от границы с Воронежской областью до Ростова.
На парковке встречаем импозантного мужчину, который что-то судорожно ищет в багажнике Volvo. Игорь оказывается москвичом. Со свойственной жителям столицы торопливостью он сообщает, что готов уделить немного времени, если найдет то, что ищет. Но мы, южане, не спешим. Ждем.
— Здесь у вас, конечно, давно просится объездная. Ее у вас и «рожают» вроде около Аксая не первый год, — начинает Игорь. — Что меня ждет дальше [в пути], я просто боюсь представить. Потому что в прошлом году в первый раз ехал в Крым, объезжал через тот мост [у Каменска-Шахтинского] уже, и там тоже всё делают, делают, и никак. Лоза недавно написал: «Это черная дыра, ваш Ростов». Хотя я не могу сказать, что здесь прямо всё так плохо.
Москвич рассказывает, что едет забирать семью из Крыма, где те отдыхали, пока Игорь работал в столице. После всех трат на отдых и поездок по трассе «Дон» мужчина говорит, что в следующий раз скорее поедет в Турцию — цены ниже, проблем меньше.
— Второй вопрос, что дальше начинаются платные участки, а объезда нет. Каким таким образом и почему используют советскую дорогу, «перековав» ее, ничего не меняя, на платную дорогу. Это вообще бред полный, — возмущается Игорь. — Работать и работать вашему местному руководству, которое, как и везде… У нас победит «Единая Россия», и, как всегда, ничего не изменится, поэтому смысл в этом во всем какой?
Спрашиваю, а как обстоят дела с постами ГИБДД, часто ли тормозят зазевавшихся туристов.
— Сейчас вот этого нет, чтобы ловили на скорость, раньше с радарами все стояли, — отвечает Игорь. — Сейчас треноги стоят, тоже не поймешь, что и как. Знаки не убирают временные, поэтому просто попадаешь куда угодно. А в принципе, сотрудников ГАИ у вас стало меньше.
Другой водитель — Владимир — считает, что сотрудники ГИБДД смотрят на поведение водителя на трассе, поэтому опытных шоферов почти не останавливают. И примерно одинаково полицейские ведут себя почти на всем протяжении трассы М-4.
— Если человек шарахается, то можно его остановить. А я очень осторожно вожу. Не гоняю, как это было в 20 лет, поэтому в последнее время и не имею претензий, — подчеркивает Владимир. — Помню, на море несколько лет назад ездили, там краснодарцы, конечно. Краснодарцы славятся своими трубочками, которые они пихают в рот. Видимо, там народ темпераментный, южный.
Москвич Игорь добавляет, что сейчас с сотрудниками стало проще договориться при незначительных нарушениях. И скорее инициатором разговора станет именно водитель.
— Если не пьянь за рулем, конечно. Ну вот смысл, к примеру, договариваться на превышение скорости на 500 рублей, если проще заплатить 250 и поехать дальше. Поэтому... Не вижу проблемы особой в этом.
Ваш М-4 уже мем
На парковке у придорожного отеля много людей с детьми. Малыши выпрыгивают из автомобилей, как будто ловят долгожданный воздух после долгих поездок. Навстречу к нам идет еще один путешественник с женой и детьми. Мнение мужчины почти совпадает с нашим предыдущим собеседником.
— На ваш взгляд, почему на трассе так часто возникают пробки?
— На М-4 ремонты часто. Сейчас, я думаю, пробки из-за многих факторов: и ремонты часто в нескольких местах, и трасса оживленная, и качество дорог ужасное, и фур много. Нужно расширить дорогу, объездная не поможет, — говорит глава семейства. — Тут итак почти все куски платные. Объездная, по сути, есть — но это платные куски, есть альтернатива, но это не помогает. Пока доезжаешь до моря, все деньги оставляешь.
— Что нужно изменить? Что бы вы хотели посоветовать в таком случае представителям власти?
— Уйти. Представителям власти надо уйти и дать нормальным, честным людям возможность работать, жить.
Среди множества фур, припаркованных у обочины, стоят двое мужчин и что-то громко обсуждают.
— Вы часто ездите по этой трассе? Как вам М-4 «Дон»? Есть нарекания?
— Проблема затрудненного движения на М-4 «Дон» — это ремонт мостов. Он постоянный и не прекращается никогда, — отвечает колоритный дальнобойщик в тельняшке. — Я уже много лет работаю и езжу, и такое постоянно. Особенно в летнее время. Ваш М-4 «Дон» уже мем. Я вот по «пятерке» (трассе М-5 — Прим. ред.) часто езжу, но там получше ситуация, просторнее.
Спрашиваю, как обстоят дела с гаишниками, но Александр с улыбкой уходит от разговора и бросает вслед только одну фразу: «Тьфу-тьфу, сейчас вообще не трогают. Может, перед выборами, не знаю».
В разговор вступает дальнобойщик Владимир, который до этого только наблюдал за нами.
— За Аксаем, я знаю, частенько пробки из-за ремонтов. С другой стороны, ремонтные работы по ночам — это нормально. Можно подкорректировать график работ, конечно, но тут и сезонность влияет, — уверен он. — Я думаю, осенью будет легче, конечно. Я не то что оптимист, наверное, больше реалист. Если обращаться к очень высокому уровню власти, то нужно снизить лучше акцизы на топливо, потому что постоянно растут и растут. Это неприятная вещь, согласитесь? А что касается дорог, то они делаются.
Но от Москвы до Новороссийска через Ростов путь нелегок. Вспомнился москвич, Чубайс, дальнобойщик и захотелось на море на самолете...