Спортивный журналист Вадим Кораблев посмотрел премьеру недели и выпустил на Sports.ru собственную рецензию. С разрешения автора мы публикуем этот текст.
«Краснодар» выпустил почти двухчасовую документалку «От игры к игре». Название отражает концепцию: фильм проводит экскурсию по шести матчам в Лиге чемпионов и не затрагивает РПЛ. Акцент логичен — создателям было важно зафиксировать пока главный момент в истории клуба.
Мы посмотрели «От игры к игре» и испытали смешанные чувства.
«Кадры из раздевалок — настоящий клад. Мусаев орет на Кайо и бьет холодильник, Берг психует из-за владения, Смольников готов врезать Сафонову»
После стартовых 10 минут, где Сергей Галицкий и партнеры говорят о создании клуба и принципах, а графика подсвечивает ключевые моменты недолгой истории, фильм получает устойчивую схему: подготовка к матчу и день игры — хайлайты первого тайма — раздевалка в перерыве — хайлайты второго тайма — раздевалка после матча и реакция на результат.
Главная ценность — честные кадры из раздевалки. «Краснодар» не просто пускает туда, где обычно закрыто, но еще и делится личным. Причем снято так здорово, что волнуют не только крики и разборки — иногда слова даже не нужны. Вы поймете эту мысль, когда окажетесь с командой в раздевалке на стадионе «Ренна». За несколько минут до дебюта в турнире мечты «Краснодар» настраивается под громкие заигрывания диктора и французских фанатов, а взгляд Сафонова передает нерв каждого игрока.
Перерыв во Франции подсказывает, кто забрал в фильме главные роли. Сафонов деликатно просит Смольникова активнее мешать сопернику на фланге, но Игорь не хочет слушать: «Я тебе еще раз объясняю. Когда мяч у человека готов [для паса или навеса], я не могу в него вбежать на ускорении». Сафонов пытается сгладить ситуацию («Я согласен», «Я тебя понимаю»), но делает замечание, превратившее диалог в перепалку:
— От нашего прессинга толка нет.
— Да у нас нет прессинга!
— Почему не выдвинуться в него агрессивнее, чтобы он просто выбил мяч?
— Я тебе еще раз говорю. Я только что объяснил. Стой в воротах. Без тебя разберемся, что делать с защитниками. Будешь мне рассказывать.
— Буду рассказывать!
После этого Смольников идет на кипера с грозным видом — приходится вмешаться тренеру.
Смольников станет открытием для всех, кто не следил за его карьерой слишком внимательно. Уже в следующем матче, против «Челси», он накричит на Газинского, но Игорь — никакой не злодей. После 1:1 во Франции он создает настроение, показательно отмечая ничью и заряжая радостью других, а после разноса Мусаева за 1:2 от «Севильи» первым разбивает тишину: «Пацаны, всё так и есть, если честно. Атака ни при чём. То, как мы играем в защите, — это просто позор».
В своем мире игроки не пользуются стерильными речами, которые сойдут для журналистов, при этом мы узнаём их c разных сторон. После первого тайма с «Севильей» в Краснодаре Газинский, сцепившийся с Кайо на поле, пытается наладить с ним отношения в перерыве. Юрий не только хочет высказаться, он спокойно ждет переводчика, чтобы услышать другую позицию. «У нас не должно быть недопониманий», — разумный вывод полузащитника.
Победа фильма — в сюжетах, которые клуб мог спрятать, но не постеснялся. Например, нам показывают растерянность команды, когда нужно решить, поддержит ли она BLM до свистка с «Челси». Русские игроки просят переводчика узнать, что думают иностранцы, — так рождается неловкий диалог (не все участники попали в кадр):
— Тони [Вильена] собирается [встать на колено].
— Тони что, один будет стоять?
— Ну пусть стоит один.
— Если никто не будет, то и Тони не будет (показывают взволнованного Вильену).
Кульминация съемок в раздевалке — два матча с «Севильей». Мы наконец-то узнаём, что происходило перед вторым таймом в Испании, когда «Краснодар» вел 2:1 и играл в большинстве. В перерыве Мусаев просил игроков повысить темп: «Не нужно удерживать 2:1, нужно забить третий гол».
Вместо этого «Краснодар» пропускает еще два, а спокойный до этого тренер впервые срывается: бьет кулаком по тактической доске и неистово кричит на Кайо, который привез третий гол: «Сколько еще это будет продолжаться? Сколько еще мы будем проигрывать из-за этого? Ну не хочешь выигрывать — на поле не выходи!» После Кайо справедливо достается Ольссону — швед запорол выгодный штрафной в первом тайме, хотя его нет в списке исполнителей. «Еще раз подойдешь к штрафному! Это всё не просто так! Это важно!» — ругается Мусаев, повторяя, что игроки забили на дисциплину.
Взрывается даже английская речь молчаливого Берга: «Мы будем отдавать мяч в каждой чертовой игре? Конечно, ничто нам не светит, если мы так держим мяч. Когда мы даже мяч выбить не можем. Каждую чертову игру!»
В Краснодаре после победного гола «Севильи» на пятой добавленной полыхало не слабее. Мусаев лупит по стеклу холодильника с напитками и заключает: «1:1, хороший результат. «Ренн» проиграл. А вам *** [плевать] на всё».
«Фильму очень помог оператор — без его находок было бы не так проникновенно»
Клубные медиа давно поняли важность красивой картинки, поэтому мы привыкли к стильным кадрам. Документалка «Краснодара» тоже здорово снята и оформлена: шустрый монтаж держит динамику, но не раздражает, графика — четкая и аккуратная, не перетягивает внимание. Классно, что не стали дублировать слова иностранцев, а расшифровали субтитрами: для погружения всегда лучше слышать рассказчика.
Включить фильм можно ради живописных видов стадиона, впервые его снимали так детально — многих ракурсов еще нет в интернете. В какой-то момент покажется, что стадиона слишком много, но это не страшно, когда хвастаешься качеством. Особенно получились три минуты, захватившие подготовку арены к «Ренну». Сработали не только эффектные кадры, но и Ave Maria Шуберта.
Камера ловила интересные детали (в самолете кто-то из игроков читает «Руководство разумного инвестора», а Смольников — «Generation "П"» Виктора Пелевина) и создала несколько сильных образов:
• мальчик, кричащий тонким протяжным голосом «Краснодар! Краснодар!» во время перерыва с «Челси»;
• одинокий Мусаев на лестнице после игры в Севилье;
• пронзительный монолог болельщика в возрасте, который не выдержал 1:2 от испанцев: «Как трусы ушли! Не надо так! Мусаев! Где ты? В отставку! За такую игру! За такой подход команды к зрителям! Проиграли — мы поболеем, простим. Но не так!»
«И все-таки документалка могла быть сильнее. Слушать пустые интервью полфильма — очень скучно»
Главная слабость — в отрезках между матчами, которые заполнили банальными интервью игроков, записанными специально для фильма, и скучными вставками из пресс-конференций. «Все бились друг за друга», «Довольны результатом, но могли выиграть», «Каждая игра важна, мы должны быть начеку», — 30–40 минут документалки уходит на десятки бессмысленных отбивок.
Интересно слушать только Сергея Галицкого: он энергично развивает идею о воспитанниках в основе, ругает журналистов, у которых есть к ней вопросы, и рассуждает о любви болельщиков: «Есть ощущение, что больше людей придут на "Челси" или "Севилью", а не на "Краснодар". Нам эта ситуация не нравится. Для нас игра "Краснодар" — "Урал" важнее, потому что люди приходят на "Краснодар"». Но даже фактурные речи Галицкого ближе к концу сбиваются на штампы: «Будем пробовать оказывать сопротивление и добиваться результата».
Пустые фразы — точно не лучший способ растянуть хронометраж. Возможно, создателям казалось, что 60 минут — несолидно для фиксации важного события, но тогда можно было использовать время иначе. Например, дополнительно раскрыть героев, которые в документалке живут только в раздевалке. Чтобы полноценно сопереживать команде, хочется не только слышать бас Смольникова у шкафчика с формой, но и побыть с ним рядом в другой обстановке: проехать на машине до базы или зайти в квартиру, где довольный ребенок запрыгнет на шею. Да, это не сериал, но времени, потраченного на вставки с интервью, могло хватить, чтобы даже чужого болельщика склонить к эмпатии.
Кажется, это было необходимо в сюжетной линии с Мурадом Мусаевым. Фильм уворачивается от РПЛ, где «Краснодар» совсем посыпался, но сохраняет акцент на драме тренера, которого призывали к отставке. Только драмы как таковой не получилось, потому что улыбчивый Мусаев в интерьерах базы повторяет, что все трудности преодолимы. Разумеется, в эти моменты мы не видим его настоящего состояния, потому что настоящий Мусаев, скорее всего, звонил после матчей жене и пересматривал их дома глубокой ночью — но нам этого не показали.
Часть фильма, похоже, специально адаптирована для нефутбольных людей. Вряд ли погруженным в контекст может быть интересна двухминутная справка о заслугах тренера и подчеркивание, что Лэмпард выпускает «чемпиона мира Нголо Канте». В фильме вообще делается акцент на заменах и не менее пяти раз упоминается, что «Краснодар» потерял многих сильных игроков из-за травм — точно ли стоило упоминать это так часто?
Фильм озвучил Данила Козловский, его бархатистый голос приятно слушать, но создателям точно стоило вычистить фразы вроде «футбольное первенство России» и контролировать базовые вещи, чтобы КантЕ не превратился в КАнте, а «Краснодар» не стал «Фэ Ка Краснодаром».
В итоге мы получили важный для клуба фильм, который полюбят его болельщики. Всем остальным «От игры к игре» стоит включить ради атмосферы в раздевалке, но будьте готовы, что придется проматывать.
С 25 мая смотрите документалку «"Краснодар". От игры к игре» на сайтах и в приложениях ведущих онлайн-кинотеатров: Ivi, Premier, Megogo, Okko, «КиноПоиск», Wink, More.tv.
Согласны с автором?