СЕЙЧАС -1°С
Все новости
Все новости

«Вам *** на всё!» Документалку «Краснодара» стоит включить хотя бы из-за электричества в раздевалке — но в остальном фильм скучноват

Журналист Вадим Кораблев посмотрел спортивную премьеру недели

В некоторых моментах создателям фильма пришлось «запикивать» эмоциональную речь тренера Мурада Мусаева

Поделиться

Спортивный журналист Вадим Кораблев посмотрел премьеру недели и выпустил на Sports.ru собственную рецензию. С разрешения автора мы публикуем этот текст.

«Краснодар» выпустил почти двухчасовую документалку «От игры к игре». Название отражает концепцию: фильм проводит экскурсию по шести матчам в Лиге чемпионов и не затрагивает РПЛ. Акцент логичен — создателям было важно зафиксировать пока главный момент в истории клуба.

Мы посмотрели «От игры к игре» и испытали смешанные чувства.

После стартовых 10 минут, где Сергей Галицкий и партнеры говорят о создании клуба и принципах, а графика подсвечивает ключевые моменты недолгой истории, фильм получает устойчивую схему: подготовка к матчу и день игры — хайлайты первого тайма — раздевалка в перерыве — хайлайты второго тайма — раздевалка после матча и реакция на результат.

В фильме можно увидеть то, что обычно скрыто от глаз болельщиков

В фильме можно увидеть то, что обычно скрыто от глаз болельщиков

Поделиться

Главная ценность — честные кадры из раздевалки. «Краснодар» не просто пускает туда, где обычно закрыто, но еще и делится личным. Причем снято так здорово, что волнуют не только крики и разборки — иногда слова даже не нужны. Вы поймете эту мысль, когда окажетесь с командой в раздевалке на стадионе «Ренна». За несколько минут до дебюта в турнире мечты «Краснодар» настраивается под громкие заигрывания диктора и французских фанатов, а взгляд Сафонова передает нерв каждого игрока.

Перерыв во Франции подсказывает, кто забрал в фильме главные роли. Сафонов деликатно просит Смольникова активнее мешать сопернику на фланге, но Игорь не хочет слушать: «Я тебе еще раз объясняю. Когда мяч у человека готов [для паса или навеса], я не могу в него вбежать на ускорении». Сафонов пытается сгладить ситуацию («Я согласен», «Я тебя понимаю»), но делает замечание, превратившее диалог в перепалку:

— От нашего прессинга толка нет.

— Да у нас нет прессинга!

— Почему не выдвинуться в него агрессивнее, чтобы он просто выбил мяч?

— Я тебе еще раз говорю. Я только что объяснил. Стой в воротах. Без тебя разберемся, что делать с защитниками. Будешь мне рассказывать.

— Буду рассказывать!

После этого Смольников идет на кипера с грозным видом — приходится вмешаться тренеру.

В раздевалке во время матча бывает по-настоящему <nobr class="_">жарко —</nobr> футболисты часто общаются на повышенных тонах

В раздевалке во время матча бывает по-настоящему жарко — футболисты часто общаются на повышенных тонах

Поделиться

Смольников станет открытием для всех, кто не следил за его карьерой слишком внимательно. Уже в следующем матче, против «Челси», он накричит на Газинского, но Игорь — никакой не злодей. После 1:1 во Франции он создает настроение, показательно отмечая ничью и заряжая радостью других, а после разноса Мусаева за 1:2 от «Севильи» первым разбивает тишину: «Пацаны, всё так и есть, если честно. Атака ни при чём. То, как мы играем в защите, — это просто позор».

В своем мире игроки не пользуются стерильными речами, которые сойдут для журналистов, при этом мы узнаём их c разных сторон. После первого тайма с «Севильей» в Краснодаре Газинский, сцепившийся с Кайо на поле, пытается наладить с ним отношения в перерыве. Юрий не только хочет высказаться, он спокойно ждет переводчика, чтобы услышать другую позицию. «У нас не должно быть недопониманий», — разумный вывод полузащитника.

Победа фильма — в сюжетах, которые клуб мог спрятать, но не постеснялся. Например, нам показывают растерянность команды, когда нужно решить, поддержит ли она BLM до свистка с «Челси». Русские игроки просят переводчика узнать, что думают иностранцы, — так рождается неловкий диалог (не все участники попали в кадр):

— Тони [Вильена] собирается [встать на колено].

— Тони что, один будет стоять?

— Ну пусть стоит один.

— Если никто не будет, то и Тони не будет (показывают взволнованного Вильену).

Кульминация съемок в раздевалке — два матча с «Севильей». Мы наконец-то узнаём, что происходило перед вторым таймом в Испании, когда «Краснодар» вел 2:1 и играл в большинстве. В перерыве Мусаев просил игроков повысить темп: «Не нужно удерживать 2:1, нужно забить третий гол».

Вместо этого «Краснодар» пропускает еще два, а спокойный до этого тренер впервые срывается: бьет кулаком по тактической доске и неистово кричит на Кайо, который привез третий гол: «Сколько еще это будет продолжаться? Сколько еще мы будем проигрывать из-за этого? Ну не хочешь выигрывать — на поле не выходи!» После Кайо справедливо достается Ольссону — швед запорол выгодный штрафной в первом тайме, хотя его нет в списке исполнителей. «Еще раз подойдешь к штрафному! Это всё не просто так! Это важно!» — ругается Мусаев, повторяя, что игроки забили на дисциплину.

После домашнего поражения от «Севильи» не выдержал даже спокойный Маркус Берг

После домашнего поражения от «Севильи» не выдержал даже спокойный Маркус Берг

Поделиться

Взрывается даже английская речь молчаливого Берга: «Мы будем отдавать мяч в каждой чертовой игре? Конечно, ничто нам не светит, если мы так держим мяч. Когда мы даже мяч выбить не можем. Каждую чертову игру!»

В Краснодаре после победного гола «Севильи» на пятой добавленной полыхало не слабее. Мусаев лупит по стеклу холодильника с напитками и заключает: «1:1, хороший результат. «Ренн» проиграл. А вам *** [плевать] на всё».

Клубные медиа давно поняли важность красивой картинки, поэтому мы привыкли к стильным кадрам. Документалка «Краснодара» тоже здорово снята и оформлена: шустрый монтаж держит динамику, но не раздражает, графика — четкая и аккуратная, не перетягивает внимание. Классно, что не стали дублировать слова иностранцев, а расшифровали субтитрами: для погружения всегда лучше слышать рассказчика.

Включить фильм можно ради живописных видов стадиона, впервые его снимали так детально — многих ракурсов еще нет в интернете. В какой-то момент покажется, что стадиона слишком много, но это не страшно, когда хвастаешься качеством. Особенно получились три минуты, захватившие подготовку арены к «Ренну». Сработали не только эффектные кадры, но и Ave Maria Шуберта.

Визуальный ряд фильма помогает зрителю почувствовать внутреннюю атмосферу в команде

Визуальный ряд фильма помогает зрителю почувствовать внутреннюю атмосферу в команде

Поделиться

Камера ловила интересные детали (в самолете кто-то из игроков читает «Руководство разумного инвестора», а Смольников — «Generation "П"» Виктора Пелевина) и создала несколько сильных образов:

• мальчик, кричащий тонким протяжным голосом «Краснодар! Краснодар!» во время перерыва с «Челси»;

• одинокий Мусаев на лестнице после игры в Севилье;

• пронзительный монолог болельщика в возрасте, который не выдержал 1:2 от испанцев: «Как трусы ушли! Не надо так! Мусаев! Где ты? В отставку! За такую игру! За такой подход команды к зрителям! Проиграли — мы поболеем, простим. Но не так!»

Главная слабость — в отрезках между матчами, которые заполнили банальными интервью игроков, записанными специально для фильма, и скучными вставками из пресс-конференций. «Все бились друг за друга», «Довольны результатом, но могли выиграть», «Каждая игра важна, мы должны быть начеку», — 30–40 минут документалки уходит на десятки бессмысленных отбивок.

Сергей Галицкий не отказывается от мечты выпустить в основе «Краснодара» 11 воспитанников клубной академии

Сергей Галицкий не отказывается от мечты выпустить в основе «Краснодара» 11 воспитанников клубной академии

Поделиться

Интересно слушать только Сергея Галицкого: он энергично развивает идею о воспитанниках в основе, ругает журналистов, у которых есть к ней вопросы, и рассуждает о любви болельщиков: «Есть ощущение, что больше людей придут на "Челси" или "Севилью", а не на "Краснодар". Нам эта ситуация не нравится. Для нас игра "Краснодар" — "Урал" важнее, потому что люди приходят на "Краснодар"». Но даже фактурные речи Галицкого ближе к концу сбиваются на штампы: «Будем пробовать оказывать сопротивление и добиваться результата».

Пустые фразы — точно не лучший способ растянуть хронометраж. Возможно, создателям казалось, что 60 минут — несолидно для фиксации важного события, но тогда можно было использовать время иначе. Например, дополнительно раскрыть героев, которые в документалке живут только в раздевалке. Чтобы полноценно сопереживать команде, хочется не только слышать бас Смольникова у шкафчика с формой, но и побыть с ним рядом в другой обстановке: проехать на машине до базы или зайти в квартиру, где довольный ребенок запрыгнет на шею. Да, это не сериал, но времени, потраченного на вставки с интервью, могло хватить, чтобы даже чужого болельщика склонить к эмпатии.

Кажется, это было необходимо в сюжетной линии с Мурадом Мусаевым. Фильм уворачивается от РПЛ, где «Краснодар» совсем посыпался, но сохраняет акцент на драме тренера, которого призывали к отставке. Только драмы как таковой не получилось, потому что улыбчивый Мусаев в интерьерах базы повторяет, что все трудности преодолимы. Разумеется, в эти моменты мы не видим его настоящего состояния, потому что настоящий Мусаев, скорее всего, звонил после матчей жене и пересматривал их дома глубокой ночью — но нам этого не показали.

Предпремьерный показ документальной ленты «"Краснодар". От игры к игре» в амфитеатре в парке Галицкого

Предпремьерный показ документальной ленты «"Краснодар". От игры к игре» в амфитеатре в парке Галицкого

Поделиться

Часть фильма, похоже, специально адаптирована для нефутбольных людей. Вряд ли погруженным в контекст может быть интересна двухминутная справка о заслугах тренера и подчеркивание, что Лэмпард выпускает «чемпиона мира Нголо Канте». В фильме вообще делается акцент на заменах и не менее пяти раз упоминается, что «Краснодар» потерял многих сильных игроков из-за травм — точно ли стоило упоминать это так часто?

Фильм озвучил Данила Козловский, его бархатистый голос приятно слушать, но создателям точно стоило вычистить фразы вроде «футбольное первенство России» и контролировать базовые вещи, чтобы КантЕ не превратился в КАнте, а «Краснодар» не стал «Фэ Ка Краснодаром».

В итоге мы получили важный для клуба фильм, который полюбят его болельщики. Всем остальным «От игры к игре» стоит включить ради атмосферы в раздевалке, но будьте готовы, что придется проматывать.

С 25 мая смотрите документалку «"Краснодар". От игры к игре» на сайтах и в приложениях ведущих онлайн-кинотеатров: Ivi, Premier, Megogo, Okko, «КиноПоиск», Wink, More.tv.

По теме

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter