В июне администрация Краснодарского края отчиталась, что жители Херсонской области получили 10 812 сертификатов на покупку жилья, из них оплатили только 7215. После этой новости десятки жителей Кубани обратились в редакцию 93.RU и пожаловались, что не получили деньги за проданные квартиры.
После первой публикации проблемой заинтересовалась депутат Госдумы, которая обратилась в Фонд развития территорий с просьбой наладить работу по перечислению средств в регионы, разобраться в ситуации и оперативно устранить проблему.
Рассказываем истории жителей Кубани о продаже квартир по сертификатам, с которыми люди обратились к редакции 93.RU.
На вопросы о получении выплаты или сертификатов отвечают специалисты горячей линии Фонда развития территорий: 8 800 100-74-59.
Задатки, встречные сделки, ипотеки
Валентина из Краснодара рассказала, что 12 апреля продала дом по Херсонскому сертификату. Риелтор обещала, что деньги поступят на счет в течение месяца, но они не пришли до сих пор. Женщина пошла навстречу херсонцам, поэтому они заехали в свое новое жилье еще 1 мая, а семья Валентины с тремя детьми переехала в свой новый дом, построенный ранее. Только дело в том, что там нет отделки, мебели и техники — их планировали купить на полученные с продажи деньги. В таких условиях семья вынуждена жить уже почти два месяца.
Валентина обращалась в кубанский центр поддержки населения и развития финансового рынка, но там отправляют в московский фонд развития территорий (ФРТ). Именно он сейчас распределяет суммы по сертификатам. Женщина написала письмо на имя президента Путина, его перенаправили в краевое Министерство ТЭК и ЖКХ. Ответ еще не пришел.
«Никто толком ничего не говорит, работа с гражданами не ведется, просто ужас»
Похожая ситуация у Лолы, которая в апреле продала свою квартиру. Уже 13 апреля Росреестр зарегистрировал право собственности на недвижимость за новым собственником, а 29 апреля кубанский центр одобрил заявку на выплату и направил ее в ФРТ. До сих пор деньги семья не получила.
— Кубанский центр направляет в ФРТ, ФРТ по телефону не консультирует, на электронную почту приходят отписки без какой-либо конкретики. Или ФРТ направляет в Кубцентр, замкнутый круг! Все говорят: «Ждите». В итоге продавцы в полной жопе, простите. У всех ситуации разные. Задатки, встречные сделки, ипотеки. А херсоновцы не могут въехать в свои квартиры, дети и старики живут не пойми где и как, — возмутилась краснодарка.
Лола добавила, что перед продажей квартиры она взяла ипотеку на новую в надежде сразу же закрыть ее. Вот уже несколько месяцев женщина платит 40 000 рублей в месяц — это ее месячная зарплата.
Проблемы с сертификатами начались после изменения порядка выплат. Сейчас Кубанский центр господдержки населения и развития финансового рынка (структура краевого Министерства ТЭК и ЖКХ) формирует все одобренные заявления в единую заявку, отправляет ее в московский Фонд развития территорий, а уже оттуда в краевой бюджет поступают целевые средства под конкретные договоры. Ранее деньги поступали напрямую от края, поэтому процесс занимал меньше времени.
По всем вопросам министерство и центр отправляют кубанцев в фонд, но там либо не отвечают на звонки и письма, либо говорят, что финансирования сейчас нет. Когда оно будет — неизвестно.
В соответствии с п. 12 постановления правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 фонд обязан в течение 4 рабочих дней со дня получения заявки субъекта провести проверку заявки на соответствие требованиям и в течение 3 рабочих дней после одобрения перечислить денежные средства в субъект для последующего перечисления продавцу.
Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» образована в 2017 году в Москве, ее возглавляет Ильшат Шагиахметов. За 2022 год чистая прибыль составила 7,9 миллиарда рублей. По данным системы «Контур.Фокус», раньше фонд занимался защитой прав дольщиков и содействием реформированию ЖКХ — в годовых отчетах за 2021-й и 2020-й звучат именно эти названия. Только в 2022-м две эти структуры объединили и фонд обрел свое нынешнее название и руководителя.
Я останусь бездомной
Юлия из Краснодара продала семье из Каховки свою квартиру площадью 30 квадратных метров в поселке Российском. Девушка рассказала редакции 93.RU, что после смерти мамы всегда мечтала переехать в район, где выросла, поэтому решилась на сделку. Хотя доверия с самого начала было мало.
Так, 21 апреля Юлия заключила с покупателями договор купли-продажи, а через пять дней подала заявление на выплату.
Риелторы сказали выписаться из квартиры в Российском, чтобы ее переоформили на херсонца. Затем девушке обещали, что в течение 21 дня после подачи заявления она получит свои деньги. То есть примерно в конце мая. Параллельно девушка внесла задаток 300 000 рублей на новую квартиру той же площади в старом доме, рассчитаться по договору она должна была до 1 июня.
Но денег Юлия до сих пор не получила, хотя ФТР одобрила ее сделку еще 15 мая. Девушка рассказала, что 15 июня она потеряла задаток на новую квартиру, потому что продавцы отказались ждать — они и так продлили срок с 1 июня, попросив за это еще 25 000 рублей.
— Я потеряла 325 000. Теперь даже если придет выплата, я не смогу купить квартиру в том районе. Да и везде сейчас сильно поднялись цены. Я останусь бездомной. Я писала во все инстанции, фонд развития территорий, приемную президента, прокуратуру, СК, каким-то министрам. Ответ один — ждите. Чего ждать? Я лишилась жилья! Я сейчас даже к врачу без прописки не смогу обратиться. Прописаться мне негде. Мои родственники все мертвы. Друзья уехали в другие страны. Без прописки я с конца апреля. Я буквально стала бомжом, — пожаловалась Юлия.
В конце марта Наталия из Краснодара тоже продала свою квартиру жителю Херсонской области. 2 мая Кубанский центр одобрил заявку и внес женщину в реестр на оплату, отправив документы в ФТР. Там тоже рассмотрели документы и одобрили их. Но деньги так и не выплатили. На все вопросы, как и в других случаях, отвечают одно: нужно подождать финансирования.
Евгения продала свою квартиру по той же схеме 26 апреля, а 5 мая сделку одобрил Кубанский центр государственной поддержки населения. Женщина одна воспитывает дочь и планировала переехать в другой район, поближе к работе и школе. Семья выписалась, чтобы херсонцы смогли прописаться и зарегистрировать право собственности. Как и в предыдущих случаях, денег Евгения с дочерью так и не получили.
— В итоге денежные средства по госпрограмме мне не поступили, моя квартира — не моя. Мы с дочкой и собакой теперь бомжи, если своими словами. Все инстанции дают отписки
Женщина писала в краевую администрацию, центр государственной поддержки и даже на сайт Кремля, но везде получала лишь отписки. Недавно она направила письмо генеральному директору ФРТ, потому что «это адский произвол». Как и другие люди, Евгения успела заключить встречную сделку на покупку жилья и внести задаток. Сроки закончатся в этом месяце, а продавцы уже заявили, что не готовы ждать июль.
Сдвинуть с мертвой точки этот дурдом
Анастасия живет в станице Каневской, где она получила квартиру как сирота в 2016-м. Два года назад девушка оформила жилье площадью 41,6 квадратного метра в собственность, а сейчас решила продать, чтобы переехать с двумя детьми в квартиру побольше. В марте по ее объявлению позвонили из агентства недвижимости и предложили продать недвижимость херсонцам. В итоге после всех бюрократических процедур 3 июня Анастасии одобрили выплаты, но дальше ничего не произошло.
— От Кубцентра ни ответа, ни привета. Звоним, трубку не берут. Пишем, они говорят, что денег нет. Звоним в Москву, пишем, говорят, что деньги отправили в край. Замкнутый круг получается. У нас сегодня-завтра может сгореть встречная сделка, и что нам делать никто не знает. Кто может сдвинуть с мертвой точки этот дурдом? Получается, что страдают и новые граждане России, и старые, которые здесь жили с самого рождения.
Похожая история у многодетной матери Ирины из Славянского района, которая продала дом и с 13 апреля больше не является его собственницей. Больше двух месяцев у семьи нет жилья и денег. При этом сделку оформляли через органы опеки, одно разрешение от них уже закончилось.
— Теперь у нас проблемы с органами опеки, так как в срок мы не уложились и не предоставили жилье своим детям. Одна встречная сделка уже сорвалась, потеряли задаток. Как нам приобрести встречное жилье, если мы ждем уже два месяца денег?
Ирина пожаловалась, что никто не позаботился о продавцах, которые оказались заложниками ситуации. Теперь даже если семье в ближайшее время переведут деньги, она не сможет купить то, что хотела. То жилье, которое они присмотрели, уже продали, а цены выросли. Всего женщина прошла уже пять этапов: предварительный договор купли-продажи, основной, подача документов в МФЦ, одобрение сделки Кубцентром, одобрение ФРТ. Но денег по-прежнему нет.
«Вопрос. Сколько можно пройти одобрений, чтобы получить свои деньги?»
Ульяна 6 апреля продала по херсонскому сертификату свою двухкомнатную квартиру в Краснодаре за 6 миллионов рублей. К концу месяца право собственности перешло покупателям, 12 мая заявку одобрили в кубанском центре. Женщина подчеркнула, что сроки нарушили уже на этом этапе, вероятно, это было связано с праздничными днями.
Затем только к концу мая документы направили в Фонд развития территорий. Деньги за квартиру так и не поступили. Ульяна писала письма в прокуратуру, губернатору, Министерство ТЭК и ЖКХ, ФТР, Кубанский центр и даже президенту. В ответах никто не говорит ничего конкретного, бумаги перенаправляют из одного ведомства в другое.
— Для нашей семьи ситуация стала катастрофичной, так как истекает срок одобренной ипотеки, фактически сгорел задаток за новое жилье в размере 500 000 рублей, наша семья с тремя детьми рискует остаться на улице без возможности приобретения нового жилья. Кроме того, с 9 июня мы арендуем за плату чужое жилье, так как в нашу квартиру заехали новые собственники.