Выборы мэра в Краснодаре непрямые: претендентов отбирают и рассматривают не горожане, а чиновники и депутаты. 17 ноября прошел финал, в котором 40 из 40 депутатов гордумы (партия КПРФ при этом отказалась голосовать) проголосовали за Андрея Алексеенко. Этому предшествовали два других этапа отбора: на первом комиссия изучала документы претендентов, на втором — задавала вопросы в ходе собеседований. Портал 93.RU узнал особенности этих процедур, которые обычно не на виду у горожан, и выяснил, что спрашивали у участников, в том числе и победителя Алексеенко.
Для этого мы поговорили с финалистом выборов — блогером-юристом, управляющим адвокатским бюро и кандидатом в депутаты Госдумы РФ Виталием Кацко. Он рассказал, что на первом этапе комиссия, в которой заседают четыре человека из мэрии и еще четыре из администрации края, изучают документы претендентов. Кандидатам сказали сдать информацию о доходах, автобиографическую анкету и собственные фотографии. Также они принесли медсправку формы № 86. В ней есть данные о состоянии здоровья от терапевта, хирурга, невролога, лора и офтальмолога.
— Информации от психолога и нарколога не было, меня это удивило. Хотя, мне кажется, это первое, что кандидат должен пройти. Зато сдавали мочу и кровь на сифилис.
Позже Кацко позвонили и пригласили на собеседование. К этому моменту из 24 участников конкурса остались 8, заявки других отклонили из-за неподходящих документов. Во время беседы члены жюри спрашивали, какие права и обязанности имеет мэр.
— У нас в главе шестой устава закреплены права и обязанности главы, что он может и не может делать, какие есть запреты и ограничения. То есть эти вопросы в основном касались знания устава.
Также были вопросы о бюджете — как он формируется и наполняется.
— Я не смог ответить на вопрос, сколько денег в нашем бюджете, потому что на сайте администрации города я видел цифру в 695 миллионов рублей. Я назвал это число, а мне сказали, что это только имущественный налог, а на самом деле в бюджете около 4 миллиардов. Поэтому, скорее всего, мне и поставили самый низкий балл среди пятерых, которых выбрали в финал. У меня 49 баллов. У Алексеенко 80, чтобы вы понимали. Управление и административное право — это не мой конек, я — как юрист, участник уголовного производства в основном.
Кацко добавил, что не знает, какие вопросы задавали Алексеенко и задавали ли вообще — так как беседы были индивидуальными. По его словам, собеседование ощущалось, «как маленький экзамен»: «Преподаватели суровые сидят, задают вопросы и тестируют». Впрочем, длился всё совсем недолго, 7–10 минут максимум.