
Определить, какой из танкеров причинил конкретный объем загрязнения, — невозможно
Компании-судовладельцы танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», потерпевших крушение в районе Керченского пролива в декабре 2024 года, выступили с инициативой разделить расходы на возмещение ущерба от загрязнения. Об этом представители ООО «Кама шиппинг», ООО «Каматрансойл» и ЗАО «Волгатранснефть» заявили в ходе судебного заседания в арбитражном суде Краснодарского края 10 марта.
Они предложили создать фонды ограничения ответственности судовладельцев, чтобы покрыть компенсации всем потенциальным пострадавшим.
На предварительном слушании по иску «Морспасслужбы» к указанным компаниям и страховой организации САО «ВСК» ответчики подали ходатайство о формировании фондов на сумму более 533 миллионов рублей для каждого из судовладельцев. Общая сумма превысит 1 миллиард рублей.
Представители компаний пояснили, что такие фонды позволят системно распределить выплаты по искам о возмещении ущерба, связанного с разливом нефтепродуктов. Гарантии фондов, по их словам, будут действовать до 16 декабря 2030 года, что соответствует сроку исковой давности по подобным делам. Суд приступил к рассмотрению этого предложения во вторник, но объявил перерыв до 26 марта.
«Кодекс торгового мореплавания предусматривает возможность разделения соответствующего ущерба между судами, вовлеченными в инцидент, механизм существует», — отметила юрист ЗАО «Волгатранснефть» в ходе заседания.
Ее поддержала представительница ООО «Кама шиппинг» и ООО «Каматрансойл», добавив, что в дальнейшем компании планируют объединить все дела о взыскании ущерба в одно производство в рамках этих фондов. Она также уточнила, что увеличение объема фондов законом не предусмотрено. Страховщики из САО «ВСК» подтвердили выдачу гарантий для создания фондов.
Представитель истца, «Морспасслужбы», не возражал против инициативы, оставив решение на усмотрение суда. Однако он отметил, что затраты на устранение последствий загрязнения продолжают расти из-за продолжающихся работ.
«7 апреля мы планируем представить первый пакет документов, подтверждающих первичный расчет цены иска, расходы продолжают нестись, по факту сумма уже превышает цену иска», — сообщил он.
Точная сумма требований «Морспасслужбы» пока не озвучена. Сложность ситуации, по словам истца, состоит в том, что невозможно точно определить, какой из танкеров причинил конкретный объем загрязнения. Это усложняет распределение ответственности между компаниями, но не отменяет их намерения разделить расходы через фонды, пишет ТАСС.
Ранее арбитражный суд Краснодарского края уже привлек компании к административной ответственности за нарушение технических регламентов. ООО «Кама шиппинг» оштрафовали на 60 тысяч рублей, а ЗАО «Волгатранснефть» — на 900 тысяч рублей. Кроме того, мэрия Анапы подала иск к судовладельцам, требуя 211 миллионов рублей на ликвидацию последствий ЧС.
Кроме того, собственник затонувшего танкера «Волгонефть-212», компания «Каматрансойл», оценила убытки от потери судна в 200 миллионов рублей. Владелец требует взыскать эту сумму с арендатора — ООО «Кама Шиппинг» в судебном порядке.
Владельцем «Волгонефти-239» является ЗАО «Волгатранснефть». Это московская компания. Гендиректор — Ирина Сомова. Реестр акционеров держит ЗАО «Индустрия-Реестр». А «Волгонефть-212» принадлежит пермскому ООО «КамаТрансОйл», занимающемуся оптовой торговлей топливом, но ранее была информация, что владелец — это пермское ООО «Кама Шиппинг». Обе фирмы связаны с Константином Сельковым и его семьей.
Ранее экологи понизили рейтинг Кубани из-за разлива мазута, а также рассказали — можно ли будет отдыхать этим летом на пляжах Анапы.