Происшествия «Ситуация будет только хуже». Почему в Краснодаре падают лифты в многоэтажках?

«Ситуация будет только хуже». Почему в Краснодаре падают лифты в многоэтажках?

На днях с высоты восьмого этажа сорвалась кабина с шестью пассажирами

Лифты ломаются из-за износа оборудования

Наверняка каждый думал о том, что будет делать, если окажется в падающем лифте. А вот некоторым краснодарцам и представлять не надо. В последнее время в городе всё больше случаев, когда лифты ломаются и жизнь пассажиров кабины находится под угрозой.

Почему это происходит и кто ответственен за содержание лифтов — разобрался 93.RU вместе с экспертами.

ЧП в лифте

Только с начала 2023 года произошло три громких случая, когда жильцы многоэтажек оказались заблокированы в падающей кабине лифта. Чаще всего вызвать диспетчера пассажиры не могли — кнопки не работали.

  • 8 января на улице Зиповской, 34 (корпус 1) оборвался грузовой лифт. Внутри была девушка. Она поехала на грузовом, потому что пассажирский не работал. Кабина резко сорвалась с 13-го этажа вниз, но, к счастью, спустя этаж она повисла на тросе, и девушка успела выбраться. За день до этого там же пролетела этаж мама девушки, после этого ей пришлось колоть уколы, потому что после инцидента заклинило спину.

  • 4 июля на улице Мурата Ахеджака, 12 (корпус 1) рухнул лифт с беременной женщиной и ребенком. Кабина сорвалась и пролетела несколько этажей. Другие жильцы хотели ей помочь, сели на другой лифт, который тоже сорвался. В прокуратуре заявили, что лифты дернулись, а после произошел программный сбой.

Тут стоит сказать, что чаще всего лифты не падают, а пролетают несколько этажей, а затем срабатывают так называемые ловители. Они не дают кабине упасть вниз.

Случай в доме на улице Мурата Ахеджака попал на камеру видеонаблюдения

— В любом лифте есть система ловителей, которая действует, если скорость движения кабины превышает номинальную (1 м/с) на более чем 15%. В этот момент лифт жестко садится на эти ловители. Это похоже на резкую остановку автомобиля, когда все пассажиры падают вперед. Но в любом случае — это говорит о поломке лифта, его неправильном техническом обслуживании, — рассказал 93.RU Юрий Волков, директор Центра экспертизы промышленной безопасности.

Сколько «живет» лифт и кто за ним следит?

Эксплуатировать лифтовое оборудование можно в течение 25 лет. После ездить уже небезопасно.

По данным администрации Краснодарского края, в регионе в 2023 году в многоэтажках заменят 232 лифта.

По законодательству владельцами лифтов считают управляющие компании или ТСЖ. Они отвечают за работу объектов и их исправность. Они же сотрудничают с фирмами, которые занимаются ремонтом и экспертизой.

— Есть разные виды проверок: ежемесячные, раз в квартал и раз в полгода. Они обязательные. Также раз в год проводится техническое освидетельствование, это то же самое, что и техосмотры машины. В паспорте лифта можно посмотреть, кто был ответственен за проверки оборудования, — говорит Юрий Волков.

При этом не все УК тщательно относятся к ремонту лифтов. Запчасти сейчас очень дорогие, особенно импортные. Если это дом, где около 20 этажей, то остановка лифта для его починки даже на несколько дней вызывает волну недовольства со стороны жителей. У многих есть дети, подниматься с коляской на 15 или 18 этаж не приносит удовольствия, поэтому лифты работают на износ.

Кто виноват в поломках?

Считается, что лифт — это самый популярный и надежный вид транспорта, но всё зависит от человеческого фактора. Первое звено цепочки — застройщик.

— Когда строительная компания хочет подешевле возвести многоэтажный дом, она, естественно, экономит деньги на оборудовании лифта, и иногда доходит до того, что устанавливают просто хлам. И как его обслуживать? Ремонт дорогой, УК хватаются за голову. Нужно смотреть в договоре между застройщиком и дольщиком, какие лифты будут установлены. Если с самого начала всё идет по-честному, то нет причин для беспокойства, — считает специалист Юрий Волков.

С марта 2023 года изменилось законодательство в сфере обслуживания и приема лифтов. Ростехнадзору вернули полномочия по проверке оборудования. Они могут выезжать на внеплановые надзорные мероприятия. Также жители могут жаловаться в Ростехнадзор на нарушения в обслуживании. При этом упростили правила ввода лифтов в эксплуатацию. Теперь владелец объекта — ТСЖ, УК или кооператив — сам тестирует оборудование и отправляет нужные документы в Ростехнадзор, не приглашая сотрудника ведомства для составления заключения о запуске объекта.

После заселения в дом жильцов за лифты отвечает управляющая компания. И тут вопрос в том, как ее руководство будет распределять деньги. Если экономить на обслуживающих фирмах, то ничего хорошего ждать не стоит.

— В действующем законодательстве нет точных сроков, когда выявленные во время проверки нарушения должны быть исправлены. Люди больше работают на доверии. Есть разные примеры: иногда обслуживающая организация умалчивает о нарушениях, иногда УК и фирма-исполнитель договариваются устранить нарушения в течение недели, а этого по итогу не происходит, — продолжает Юрий Волков.

Перед тем как зайти в лифт, внимательно посмотрите, сколько человек он вмещает и есть ли внутри связь с диспетчером

В Краснодаре около 50 лифтовых организаций, которые занимаются ремонтом объектов. Им нужно между собой конкурировать, а значит, всё упирается в цену. У кого услуги дешевле, у того и больше клиентов.

— Условно УК готовы выделить 15 тысяч на ремонт лифтов обслуживающей компании. Из этих денег механику заплатят около 750 рублей, это копейки. Так, если еще в советское время на одного электромеханика приходилось в месяц по 15 лифтов на обслуживание, то сейчас доходит до 70. Ремонтник вынужден брать больше заказов, чтобы прокормить семью. Провести полное обслуживание по инструкциям завода-изготовителя при таком объеме работ невозможно. Тем более что механики должны работать в паре. А это тоже не всегда выполняется. Я думаю, ситуация с безопасностью лифтов будет только ухудшаться, — рассказал 93.RU Петр Рябчун, специалист по оценке соответствия лифтов.

Еще одна проблема — аффилированные организации. Когда одно юрлицо держит компании и по ремонту лифтов, и по ежегодному освидетельствованию.

— Очевидно, что таким людям невыгодно говорить, что у них есть проблемы, поэтому во время экспертизы нарушения скрываются, а потом втихую устраняются или нет. Такого быть не должно. Делать работу и проверять ее должны разные организации. Иначе «рука руку моет», — уверен Юрий Волков.

В результате мы имеет некачественное оборудование и его монтаж, УК, которые закрывают глаза на недочеты, плохое техобслуживание и освидетельствование. Как итог — лифты падают.

По словам Петра Рябчуна, исправить систему можно, но делать это нужно на высшем уровне. На сегодняшний день спасает только самоорганизация управляющих компаний, которые понимают свою ответственность за здоровье жильцов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем