RU93
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Краснодаре
Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

6 м/c,

южн.

750мм 39%
Подробнее
0 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Происшествия ЧП на Федоровском гидроузле репортаж «Его просто смыло, он полностью рухнул». Репортаж с места катастрофы на Федоровском гидроузле

«Его просто смыло, он полностью рухнул». Репортаж с места катастрофы на Федоровском гидроузле

Журналист 93.RU побывала с двух сторон плотины и поговорила с местными жителями

Вид на разрушенный мост

Около 11:00 22 апреля в Абинском районе обрушилась плотина Федоровского гидроузла. Его ввели в эксплуатацию в 1960-е, а в 2021 году закрыли на реконструкцию, на которую хотели потратить полмиллиарда рублей. С тех пор жители станицы Федоровской больше не могли проезжать через мост — раньше это был кратчайший путь в Краснодар.

После обрушения прокуратура начала проверку, на место выехали сотрудники МЧС, следственного комитета и чиновники. Подробнее о случившемся читайте в нашем онлайне. Журналист портала 93.RU тоже отправилась на место событий и рассказала, что произошло.

Мост рухнул, а что вы хотели?


К гидроузлу можно подъехать с двух сторон: через Красноармейский район и хутор Прикубанский (это ближе к Краснодару) или через станицу Федоровскую, до которой около 80 километров пути. Сначала я поехала по ближайшему маршруту. Меня встретил забор, который тянется по всему периметру вдоль берега, из-за этого подъехать вплотную к плотине невозможно. Однако местные жители уже сделали несколько дыр в заборе, чтобы можно было рыбачить или просто отдыхать у воды.

— Что случилось? Мост рухнул, а что вы хотели? Деньги распилили, и всё, — с улыбкой говорили рыбаки, которые сидели недалеко от въезда на территорию гидроузла.

На территорию никого не пускают

Вокруг было припарковано много машин, многие люди приезжали просто поглазеть. Они уже точно знали тропинку, которая ведет к дырке в заборе и через которую можно пролезть на территорию. Я пошла за ними и попала к плотине, рядом стояли несколько сотрудников МЧС. Они объяснили, что на этой стороне ничего не происходит и надо ехать в станицу Федоровскую — якобы там развернут штаб МЧС.

В основном группы по несколько человек подходили к воде, смотрели на разрушенный мост и уходили. Когда это заметил сторож, он начал ругаться и кричать, чтобы все покинули режимный объект. Так мы и сделали.

Разрушенный мост со стороны хутора Прикубанского

В июне 2021 года Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции гидроузла. Подрядчиком выступило ООО «Инженерные технологические системы». Контракт оценивался в 470 миллионов 344 тысячи рублей. Срок исполнения — февраль 2023 года.

Местный активист Александр рассказал, что инициативная группа перед закрытием гидроузла на реконструкцию общалась с главным энергетиком, который проработал на плотине всю жизнь. Он говорил, что не нужно трогать конструкцию, она способна простоять еще лет 100. В противном случае просил предоставить доказательства того, что гидроузел находится в аварийном состоянии.

Стойка разошлась на 10 сантиметров


К станице Федоровской со стороны Славянска-на-Кубани ведет узкая дорога, на которой местами нет кусков асфальта. Около 40 минут вы будете ехать вдоль полей и лесов, вокруг не будет ни души, только одинокие остановки. Кто и куда с них уезжает — непонятно, потому что в зоне видимости домов нет. На въезде в саму станицу меня встретил большой желтый указатель о запрете движения через гидроузел, православный крест и баннер «Z Своих не бросаем».

Ближе к гидроузлу картина такая же, как и в хуторе Прикубанском: пункт охраны, забор по периметру. Только дырок в нём, через которые можно пролезть, на этот раз не было. Через отверстие в воротах я разглядела мужчину в синей форме. Он отказался общаться и сказал, что все сотрудники МЧС уже уехали, а на территорию пройти нельзя.

Через отверстие в заборе видны разрушения

По данным краевого оперштаба, на Федоровском гидроузле на реке Кубани в районе хутора Прикубанского произошло разрушение участка автомобильной дороги и шлюзовых сооружений. Жертв и пострадавших нет.

— Скорее всего начали поджимать воду, на рис же сейчас собирают воду, и, видимо, давление. Не выдержал и рухнул, — объяснил пенсионер, который живет в станице.

По мнению общественника Александра, виной всему неудачная реконструкция. Мужчина объяснил, что есть верхний уровень реки (до гидроузла) и нижний (после него). Рабочие должны были по частям осушать реку сверху, чтобы ремонтировать основания. Фирма, которая занималась реконструкцией, пригнала баржу с краном и другой техникой и начала «бить в воду шпунты» [сваи для укрепления берега].

— Им сразу сказали люди знающие, что не надо этого делать. Другие строители сняли всё верхнее полотно, все балки, которые соединяли между собой стойки (между ними находятся шлюзы, которые открываются и закрываются, то есть держат воду и пропускают ее).

Конструкцию держали семь стоек

Когда все балки сняли, лопнула одна из центральных стоек — от основания до самого верха она разошлась примерно на 10 сантиметров. По словам активиста, когда это произошло, фирма, занимающаяся ремонтом, собрала всю технику и уехала. Это случилось примерно в октябре-ноябре прошлого года.

В итоге остались рабочие, которые должны были поменять все балки, полотно, и отремонтировать верхнюю часть гидроузла. Когда они всё разобрали и увидели ошибки, работы прекратились.

Торопились из-за сезона сева риса

После ЧП на гидроузле инициативная группа района отправила обращения в Министерство сельского хозяйства России. Это подействовало, и на объект одна за другой начали приезжать комиссии. В итоге из семи балок, которые держали плотину, водой залили четыре:

— Они торопились, потому что пойдет паводок, надо подавать в оросительную систему воду, так как очень много рисовых чеков. То есть это, грубо говоря, экономика Краснодарского края, — подчеркнул активист.

Сейчас воду ничего не сдерживает

Руководитель ФГБУ «Управление "Кубаньмелиоводхоз"» Михаил Фролов заявил, что Федоровский — подпорный гидроузел для регулирования уровня воды, который обеспечивает водными ресурсами оросительные системы Красноармейского, Калининского и Абинского районов. По словам главы Абинского района Вячеслава Иванова, сейчас самая главная задача — не потерять урожай.

О том, что разрушение плотины — большая проблема для экономики, говорят и другие местные жители. Раньше гидроузел мог направлять потоки воды в оросительные каналы.

— Знаете как, местные жители к [закрытому] мосту уже привыкли. А вот оросительная система… Я не знаю, как они сейчас будут этим управлять. Они обычно до 10 мая рис засевали и заливали водой. Это же надо подпор как-то сделать, чтобы вода в каналы пошла. Вот это самое главное и для страны, и для края, — рассказал журналисту 93.RU один из местных жителей.

Сосед фермер, а его поля за речкой

После закрытия гидроузла многие жители станицы Федоровской и окрестностей остались без работы. Люди с самого начала просили построить хотя бы понтонный мост, но им отказали, потому что добраться до Краснодара можно альтернативным маршрутом — через Северскую. По словам общественников, в станицу уже больше года даже маршрутка не ходит, а в объезд сейчас будет очень долго добираться из-за пробок в курортный сезон.

Гидроузел закрыли на реконструкцию в сентябре 2021 года. Все работы обещали выполнить за 1,5 года. За это время собирались заменить плиты железобетонного крепления верхнего бьефа, железобетонные балки, покрытия технологической эстакады и эстакады подъемников и другое.

— Без моста ну как… живем. Приходится ездить через Адыгею, через Панахес, либо через Северскую, но там пробки. Здесь мы до Краснодара ездили 30 минут, а тут час минимум, и это если без пробок, — рассказал пожилой мужчина, который приехал посмотреть на плотину.

Вид на плотину со стороны станицы Федоровской

Пенсионер объяснил, что почти весь поселок Федоровский работает в Краснодаре, станицах Новомышастовской и Марьянской. Когда мост закрыли, людям не разрешали проходить через него даже пешком, поэтому многим пришлось уволиться с работы.

— Если у меня работа здесь есть, а кто здесь не работает, для них, конечно, проблема большая. Ткачевская агрофирма, контора центральная там. Люди ездили работали туда-сюда. У меня сосед фермер, а поля все за речкой, пока туда перебрался, — добавил местный житель.

Об этом же говорил и активист Александр. Люди писали обращения чиновникам, но им отвечали только о том, что всё будет хорошо, а гидроузел откроют даже раньше срока.

Дорога через Адыгею

Нас никто не слышал

Что будет сейчас, после аварии — никто не знает. Люди считают, что восстановить плотину невозможно, сначала придется очень долго разбирать все завалы, а сильное течение добавит сложности. По мнению местных жителей, есть реальная угроза подтопления местности, потому что сейчас конец апреля и снег в горах начинает таять. Раньше потоки сдерживал гидроузел, а у краснодарского водохранилища есть предел, оно может не справиться. В то, что всё будет хорошо, люди, кажется, уже не верят:

— Вы понимаете, что нам говорили это всю дорогу, пока мы боролись? Всю дорогу чиновники говорили, что всё будет хорошо. А вот результат. Нам отписки давали, что всё будет хорошо, у нас есть все эти документы от Минсельхоза, главы Абинского района. Вот результат, нас никто не слышал. Больше веры им нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Зачем пытались переименовать Краснодар обратно в Екатеринодар и при чем тут американцы?
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления