Врач онколог-гинеколог Екатерина Тимофеева живет и работает в Москве, но регулярно приезжает для приема пациентов в Краснодар. Специалист знает всё о профилактике рака шейки матки. Врач уверена, что рак шейки матки — это заболевание, которого могло бы не быть, но смертность от него только растет.
Часто женщины обращаются за помощью, имея уже запущенную стадию рака. Почему так происходит, журналист 93.RU обсудила с Екатериной Тимофеевой.
— Как можно обнаружить рак шейки матки и что такое диагностика ВПЧ-ассоциированных заболеваний?
— Есть понятие ежегодного скрининга для женщин на рак шейки матки. В него входят цитология, правильный анализ на вирус папилломы человека (ВПЧ) и кольпоскопическое исследование.
Вирус папилломы человека (ВПЧ) — один из наиболее распространенных возбудителей инфекций, передаваемых половым путем. Вирус приводит к появлению папиллом (бородавок, плоских и остроконечных кондилом) на коже, половых органах, в заднем проходе, в ротовой полости и горле.
Во время цитологического анализа берется поверхностный соскоб клеток шейки матки и исследуется слой эпителия, изменения, клетки, зараженные ВПЧ.
С тестом на вирус папилломы человека сложнее, потому что есть дешевые тесты, которые показывают просто наличие вируса или его отсутствие, а зачастую могут давать ложную информацию.
Кольпоскопия — это осмотр шейки матки при помощи особого микроскопа и простых реагентов. В зависимости от того, как ткани реагируют на ту или иную обработку, мы определяем очаги изменений.
— Какие бывают тесты на ВПЧ и как в них разобраться?
— Возьмем двух женщин с ВПЧ. Как разобраться, разовьется у них рак или нет? Условно говоря, у разных женщин при одном и том же обнаруженном в титрах ВПЧ может быть совершенно разный онкогенный потенциал.
Тесты на вирус папилломы человека есть валидированные и невалидированные. Валидированные тест-системы показывают особую фракцию белка вируса папилломы человека, который уже находится в клетке. То есть такие тесты фиксируют внутриклеточную активность вируса.
К ним относится, например, Digene. Это самый первый одобренный тест и один из лучших. Есть тест Cobas Roche, самый дешевый, стоит около 3000 рублей. Есть еще «АмплиСенс», «Вектор», Abbott (ушел из России) и КВАНТ-21.
На этом список хороших тестов на ВПЧ заканчивается. Дальше идет множество ненужных систем, которые показывают, только есть ли вирус в организме или нет. А нам нужно знать его онкогенный потенциал. Поэтому ответить на вопрос, разовьется ли онкологическое заболевание, поможет только валидированный тест, который сдавать нужно ежегодно. Особенно пациентам, которые имеют хронические заболевания, связанные с иммунодефицитом, а также высокий инфекционный индекс. То есть тем, у кого нет постоянного полового партнера или кого было более двух партнеров за последние шесть месяцев.
Риторический вопрос: какой процент сексуально активных людей будет сдавать валидированные тест-системы? К сожалению, они стоят дорого и не каждый врач их предложит, а пациенты о них просто могут не знать.
— С этим разобрались. Что еще нужно знать о тесте на ВПЧ? Почему отсутствие вируса еще ничего не значит?
— Я очень часто сталкиваюсь с таким моментом: пациенты приходят уже от кого-то с диагнозом и говорят: «Мы всё проверяли, ВПЧ у меня нет». Но при этом мы сдаем валидированный тест, и он показывает высокие титры. Почему?
Возьмем здоровую клетку, которая только что заразилась ВПЧ, и вирус сел на клеточную мембрану. В этом случае даже обычный ПЦР-тест обнаружит вирус. Дальнейшая цель вируса — попасть в клетку, это его техническое задание. В клетке есть ядро, а в нём — наша ДНК. Когда вирус встраивается в клетку, происходит клеточная трансформация, и вот это предраковое состояние важно вовремя обнаружить.
А в другом случае вируса папилломы человека на клетке может не быть. Но в клеточный геном он уже встроился и в клетку выделяет особые вещества, которые запускают опухолевые механизмы. И из этой клетки вырастет сначала дисплазия шейки матки легкой степени (cin 1), а потом туда уйдет тяжелая дисплазия шейки матки: cin 2 и cin 3.
«Своевременно выявив стадии предракового развития и пролечив их, можно избежать рака шейки матки»
— Почему надо ежегодно делать скрининг?
— Организм женщины не шаблонный. Плюс нужно понимать, что есть индивидуальные особенности: высокий инфекционный индекс, снижение иммунного статуса. И каждое из этих состояний может ухудшать ситуацию с заражением вирусом папилломы человека. ВПЧ очень коварный, он может жить у нас в организме десятилетиями, а потом при любом снижении иммунного статуса быстро вызвать развитие предрака или рака.
Рак молодеет. У девушек в 19 лет уже встречается рак шейки матки. Раньше это заболевание в среднем обнаруживалось у женщин 40–45 лет. Буквально в прошлый мой приезд в Краснодар на прием пришла тридцатидвухлетняя женщина с раком шейки матки третьей стадии.
Рак выявляется на поздней стадии отчасти из-за того, что обследование дорогое, назначение на анализ дают не всегда. Но и от женщины многое зависит. Некоторые годами, десятилетиями не ходят к гинекологу. Есть вопросы и к просветительской работе. Нужно четко и планомерно доносить до каждой женщины информацию, что надо сходить к гинекологу, а предрака нечего бояться, необходимо лечиться.
— Многие жалуются на низкое качество лечения в бесплатных женских консультациях при поликлиниках. Могут ли там выявить дисплазию — предраковое состояние?
— Мы не можем взять и повесить клеймо на врачей, которые работают в женских консультациях. У них есть определенные алгоритмы действий.
Раньше в женских консультациях были кабинеты патологии шейки, и они выполняли очень важную роль. Если врач на участке видел какую-то патологию, он просто отправлял женщину на обследование. К сожалению, сейчас таких кабинетов нет.
Я преклоняюсь перед врачами, которые работают в женских консультациях. Это адский труд. Каждые 12 минут — новая пациентка, с новыми жалобами. И попробуй за 12 минут осмотреть, заполнить карту, дать рекомендации, выслушать пациента и принять правильную тактику.
У меня прием в среднем идет от 40 минут до часа. Зачастую я не могу сразу без каких-то дополнительных анализов в один момент определиться с пациентом. Врачи в женских консультациях ограничены медико-экономическими стандартами.
«Может, гинеколог и рад бы был назначить вам анализы на онкопротеины, но в рамках медико-экономических стандартов эти анализы не предусмотрены»
Цитологический скрининг дорогой и рутинно каждой женщине не показан. Давайте посмотрим правде в глаза: в рамках медико-экономических стандартов делать каждой женщине анализ, который стоит около 15 000 рублей, это дорого.
Поэтому, если мы говорим про качественный скрининг, лучше делать его не в рамках ОМС. Деньги можно найти, полное обследование стоит в районе 15 000 рублей. Это можно измерить в чашках кофе или пачках сигарет. У нас есть ежедневные ненужные траты, о которых мы не задумываемся. А здесь наше здоровье и жизнь.
Ну не может государство каждому из нас обеспечить всё на должном уровне, к сожалению. Спойлер: моя мама с раком шейки матки ни дня не лечилась в рамках медико-экономических стандартов. Я не зарабатываю миллионы, но всё это время лечу ее только за личный счет. И это очень дорого.
Известный московский химиотерапевт мне сказал, что есть препараты хорошие, а есть те, которые положены по ОМС. Одни лечат, вторые — нет. Есть препараты разного качества: оригиналы и нет. Какие-то будут бесплатными, а другие — нет.
К сожалению, мы живем в том мире, в котором очень многое не показано в рамках экономических стандартов. На самом деле это очень грустно. Грустно, потому что сокращаются рамки высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. Качество медицинской помощи должно быть всегда на высшем уровне, но, к сожалению, оптимизация здравоохранения зачастую может говорить об обратном.