В мае 2024 года в Краснодаре на улице Кондратенко, 13, начали реставрировать объект культурного наследия — «Дом архитектора Косякина». Здание, построенное в стиле раннего модерна по проекту архитектора Александра Косякина, в историческом центре города долгое время разрушалось, несмотря на свой статус. Журналисты 93.RU отправились к особняку, чтобы своими глазами увидеть, что там сейчас происходит.
Что происходит с дореволюционным архитектурным наследием
Уже почти полгода продолжается реставрация памятника дореволюционной архитектуры в Краснодаре. Поэтому журналисты 93.RU заглянули на задний двор старинного особняка, который сейчас представляет собой парковку. В ближнем к дому правом углу, если смотреть на тыльную часть особняка, собраны кирпичи, которые тут же шлифуют и складывают чуть поодаль. Около одного из двух входов навалена куча кирпичного боя — это разломленные или поврежденные кирпичи.
На некоторых еще можно разглядеть клеймо: «ЛТ». Вероятно, они производились на заводе адыгского предпринимателя Лю Трахова, который он приобрел в 1900 году. Находился завод на улице Панский Кут (ныне Воронежская). «Дом жилой Архитектора Косякина» же строился с 1906 по 1910 годы. Это позволяет сделать вывод, что при строительстве действительно мог использоваться кирпич Трахова.
Все проемы первого этажа закрыты металлическими решетками, некоторые закрыты на навесной замок.
В пустой оконный проем второго этажа виден кусочек неба. Вероятно, это люк на крышу, к которому ранее подводила крутая лестница. Также через окна можно разглядеть внутренние стены, уже лишенные старых обоев, часть из которых клеилась поверх дореволюционных газет. Судя по обрывку одной из них, даже в царское время в газетах писали про Америку.
Сейчас о них напоминает лишь маленький кусочек, который валяется на улице около груды отшлифованных кирпичей. Убранство первого этажа не видно. Все проемы закрыты пленкой.
Площадка, где раньше была веранда с выложенной на полу метлахской плиткой, сохранилась, но плитка — нет. Давным-давно нет и балкона на втором этаже.
На строительной площадке можно встретить немногословных рабочих. Все вопросы они переадресовали собственнику здания. Узнать у него дальнейшую судьбу здания также не удалось.
Заваленный спуск в подвал, где раньше жили печник и прислуга, пока остался нетронутым. При жизни архитектора там находился котел, который постоянно приходилось поддерживать в рабочем состоянии при отоплении. Весь дом внутри испещрен шахтами, по которым поднимался теплый воздух.
Когда закончится реставрация?
В управлении госохраны объектов культурного наследия на запрос 93.RU ответили, что научно-проектную документацию по сохранению дома разрабатывало ООО «КубаньПроектРеставрация». Компания специализируется на объектах культурного наследия и их сохранении. Судя по данным сервиса для проверки компаний «Контур.Фокус», ООО было ликвидировано в 2021 году.
Среди работ, которые предполагает проект, — реставрация кирпичной кладки, декор фасадов и воссоздание эркера (что-то вроде небольшого балкона). Также там воссоздадут деревянную веранду, метлахскую плитку и паркет на полах и усилят конструкции здания.
На первом этапе рабочие частично сняли крышу, разобрали поздние перегородки, подвесные потолки, сгнившее деревянное покрытие полов.
— Выполнена маркировка сохранившихся керамических изразцов (плитка для облицовки печей и каминов) голландской печи, элементы камина демонтированы с осторожностью для последующего воссоздания утраченных деталей по сохранившимся подлинным образцам, — говорится в ответе.
Также внутри сняли старые двери и окна, сохранив коробки. На фасаде отреставрировали два аттика (кирпичная стенка, после которой начинается крыша).
Сами же работы планируют завершить в мае 2025 года. Что там будет, чиновники не рассказали, сославшись на то, что эти сведения касаются частной жизни собственника.
Чем известен этот дом?
Александр Косякин, для которого и строился особняк, в основном занимался проектированием храмов. Девять объектов сохранились в Краснодарском крае, пережив революцию. Также он построил Мариинский институт, ныне Шифровальное училище имени Штеменко. В этом доме он прожил до своей смерти в 1919 году. Затем в нем жила супруга архитектора, в советское время дом превратили в коммуналку.
После того как коммуналки расселили, двери памятника архитектуры открылись для всех, в том числе мародеров и бездомных. В первую очередь были разрушены камины (было поверье, что во время революции купцы в них прятали свои богатства).
Прошлый собственник ничего со зданием не делал. Разрушающийся объект культурного наследия пришлось изымать через суд. Это был первый подобный прецедент в крае.
Как и говорилось выше, дом до наших дней дошел в плачевном состоянии. Первоначальный экстерьер особняка утрачен навсегда еще во время, когда его отдали под коммунальное жилье. Это случилось в 40-х годах прошлого века. Здание претерпело сильные изменения. Кстати, в левом (если смотреть с улицы) крыле особняка на первом этаже проектом была предусмотрена арка для конных экипажей. Но уже в советские годы проход заложили кирпичом, чтобы увеличить дефицитную в то время жилплощадь.
Изначально же дом Косякина стоял обособленным — на пустыре и в окружении садов. Но сейчас его со всех сторон облепили здания. До перепланировки в 1939 году у него была плоская крыша. Там принимали гостей, пили чай и играли в бадминтон.
Позже ее сделали двускатной. Последний раз косметический ремонт фасада делали в период между 70-ми и 80-ми годами прошлого века. А в конце 1987 года особняк признали памятником градостроительства и архитектуры местного значения. Сейчас самобытный дом можно считать островком истории посреди индустриального хаоса.
В 2022 году собственником дома стал Максим Самардак, который выкупил его на аукционе за 15 миллионов рублей. Беседовать с журналистом о дальнейшей судьбе «Дома Косякина» он отказался.
После реставрации дом будет с двускатной крышей, но без арки для лошадей в левой его части. Так особняк выглядит в проекте реставрации.
А так особняк выглядел до реставрации.