В Краснодаре 25 октября состоялся последний день общественных обсуждений по проекту единого документа, который объединяет Генплан и ПЗЗ. Одна из экспозиций прошла в библиотеке хутора Ленина с 14:00 до 16:00, зал был заполнен местными жителями, которые выступали против поправок в Генплан.
Ранее мы писали, что владельцы домов и участков в коттеджном поселке «Приморский» в хуторе Ленина в день начала обсуждений, 19 октября, записали видеообращение к главе Краснодара Евгению Наумову и администрации Кубани. Дело в том, что по проекту их участки, где у многих уже построены дома, собирались перевести в категорию сельхозземель и рекреационную зону, где нельзя строить жилье. При этом во время сделок у людей не возникало проблем, многие вложили в дома материнские капиталы и имеют на руках выписки, что их участки предназначены для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).
23 октября администрация Краснодара опубликовала у себя в соцсетях информацию о том, что на основании заявлений жителей городская комиссия по землепользованию и застройке приняла решение оставить в едином документе массив участков в хуторе Ленина в зоне ведения садоводства (СХ-3), при этом власти уточнили, что территория останется «за границами населенных пунктов». После этого жители хутора записали новое обращение и пригласили на обсуждения в местную библиотеку вице-мэра Надежду Панаетову, которая координирует вопросы архитектуры и градостроительства. Панаетова приглашение приняла.
Как прошли обсуждения
На встрече в хуторе Ленина 25 октября побывала журналистка 93.RU Валерия Дульская. В библиотеке была накаленная обстановка, власти во главе с Надеждой Панаетовой выступали изначально за конструктивный диалог, но, как говорят сами жители, в ходе встречи на свои главные вопросы они так и не получили ответы.
Когда люди пришли на слушания, вокруг висели карты проекта градостроительного зонирования и функциональных зон, где их участки всё еще числятся за сельхозземлями. Это в том числе обеспокоило жителей, они просили чиновников дать им гарантии, что категорию земель действительно поменяют, но кроме обещаний сделать это, власти никаких гарантий предоставить не смогли.
После новостей об изменениях в проекте, жители обеспокоились тем, что их участки останутся за пределами населенного пункта. Вице-мэр дала обещание, что этот вопрос решат, но «нужно время».
— Я информацию по возврату вас в границу населенного пункта доведу через депутатов, чтобы они к вам приехали и донесли информацию, чтобы вы не переживали и не ждали решения от 8 ноября. Но даже при возврате вас в границы населенного пункта зонирование будет СХ-3 — зона ведения садоводства с правом возведения жилых домов, с пропиской, со всем остальным. Дом как стоял, так и будет стоять, никак это не повлияет на ваше право на объекты и на земельный участок, — рассказала Панаетова.
При этом многие жители говорили о том, что они брали участки под стройку ИЖС, а это уже иная стоимость земли, нежели садоводство. Люди получали выписки из Росреестра, им одобрял сделки банк, а сейчас выходит, что у них садоводство.
— Мы находимся в общем юридическом поле. И там есть два основных понятия: добросовестный приобретатель и необратимость закона. Что такое добросовестный приобретатель? Человек должен запросить справку, где подтверждается паспорт и документ, отсутствие ограничений и арестов. Когда мы приобретали эти участки, там было написано «зоны поселений». В 2020 году администрация инициировала введение нового Генплана, МФЦ стало регистрировать сделки, значит, мы добросовестные приобретатели. Новый Генплан, это новый закон, и, в рамках юридического поля России, он не может ухудшать наше положение, он может только улучшать. А почему мы из ИЖС превратились в огородников и садоводов? Этой инициативой создается социальный взрыв, люди, которые всё это строили и покупали, рассчитывали, что у них там будет прописка, будет медпомощь, а мы что получаем? — задается вопросом один из жителей.
— Вы добросовестно покупали, заказывали выписку в Росреестре, увидели земли населенных пунктов. В 2020 году утвердили новый Генплан, в 2021-м — новые Правила землепользования и застройки. Согласно этим документам, данная территория была отнесена к зоне садоводческих товариществ, не ИЖС. В этой зоне есть вид разрешенного использования ведение садоводства с правом возведения жилого дома. Вы и сегодня расположены в зоне ведения садоводства, по Генплану 2020 года, — ответила вице-мэр.
Еще в первом видеообращении жители поднимали вопрос также о развитии инфраструктуры их поселка. Представители власти на встрече акцентировали внимание, что люди купили участки и дома у недобросовестного застройщика, а дороги, находящиеся в коттеджном поселке, не принадлежат муниципалитету, поэтому администрация не может их ремонтировать за городской бюджет.
Как оказалось, помимо данных из Росреестра, жители также должны были получать справку ИСОГД — это официальный документ, который содержит данные о правообладателях участка, его параметрах, имеющихся обременениях и ограничениях, наличии готовых или строящихся капитальных объектов. А мэрия в Росреестр не передавала данных об изменениях Генплана.
— Бездействия администрации привели к тому, что архитектура не предоставляет сведения по новым Генпланам в Росреестр, Росреестр регистрирует по заявлениям граждан, земельные участки предоставлялись давно. Муниципальный контроль выезжал [это также подтвердила Надежда Панаетова. — Прим. ред.], почему нельзя было остановить застройку до того, как начались регистрации прав собственности? — возмутилась одна из жительниц, после чего ей начали аплодировать.
— Мы покупали участки в 2018 году, нам Росреестр регистрировал сделку, я где должна была проверять, если не в Росреестре? Там четко написано, что земли населенных пунктов. Почему я должна сейчас терять свои деньги? Я же не за 100 тысяч это покупала, — говорит с надрывом владелица участков.
— Но вы же не удостоверились в законности сделки, — отвечает ей Всеволод Нетреба, вице-мэр Краснодара, который ранее был главой администрации Пашковского сельского округа.
В ответ на это в зале люди начинают возмущенно кричать, спрашивая, за что тогда получает зарплату Росреестр.
Попутно жители продолжали писать свои замечания к Генплану.
— Возьмите за основу уже существующую застройку, — просит одна из присутствующих, говоря о том, что люди на взводе.
Представители администрации сказали, что зона, где находятся участки, будет еще рассматриваться в течение недели на основе заявлений жителей, которые поступили во время общественных обсуждений.
Наглядно показываем, что изменилось
Как сказала на встрече с гражданами Надежда Панаетова, Генплан был скорректирован в 2020 году, а вслед за ним и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в 2021 году.
До изменений, по актуальным на 2019 год ПЗЗ, участки людей в КП «Приморский» относились к зоне жилой застройки, а также к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами.
Но, по градостроительным документам 2020 и 2021 года, эта территория стала зоной ведения садоводства. В новом проекте Генплана 2024 года большая часть участков перешла в сельхозземли, где вообще запрещена стройка.
Но 23 октября, как рассказали в администрации Краснодара, комиссия вернула на этом участке зону «ведения садоводства». О зоне застройки жилыми домами разговора пока нет.
А что говорит юрист?
Редакция 93.RU запросила комментарий по поводу сложившейся ситуации у юриста и представителя Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России Валентины Семушкиной. Ее ответ приводим ниже.
— При внесении изменений в генеральный план территории должны быть учтены существующие земельные участки с капитальными объектами, их целевое назначение. В случае вывода земельного участка ИЖС за границы населенного пункта заинтересованным лицам в защиту своих прав необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет, а в случае получения отказа обратиться в суд. Ситуация будет сложна для тех, кто осуществил строительство без надлежащего получения разрешительной документации (согласования уведомления о начале строительства и его окончании), правоту придется доказывать и тем, кто осуществил постановку на кадастровый учет и регистрацию своего дома «в упрощенном порядке» по декларации, а также изначально нарушил целевое использование земельного участка даже при условии наличия адреса в границах населенного пункта.
Дома, на которые получены документы в установленном порядке до внесения изменений в генеральный план, сносу не подлежат, в случае сноса в судебном порядке к муниципалитету могут быть обращены требования о взыскании убытков, равных стоимости домовладения.