В нашем недавнем материале мы дали слово простому кубанскому пацану и сотрудникам милиции, которые рассказали о подростковой преступности в Краснодаре конца 80-х годов. Сегодня продолжим тему и поговорим о временах, когда столица Кубани была поделена на многочисленные неформальные районы, заходить в которые чужакам было опасно для здоровья.
Прямо в Горпарке и убили
Виталий Игнатов родился в поселке Яблоновском и жил там до 4-го класса, потом переехал в Славянский микрорайон Краснодара. По его воспоминаниям, конфликты между яблоновскими и городскими возникали постоянно.
— Мы городских называли «горобздянчиками» и всегда считалось хорошо, если нашим пацанам удавалось им навешать. Когда я жил уже в Славянском микрорайоне, то слышал, конечно, от старших, что «в наше время дрались районами на район», но сам я в этом не участвовал.
По словам мужчины, в те времена все его сверстники занимались спортом, чтобы уметь постоять за себя. Хотя, конечно, спорт ничего не гарантировал. — Я занимался борьбой в «Спартаке», возле Горпарка. У нас был тренер, не знаю, сколько ему лет было, достаточно молодой, так вот прямо в Горпарке его и убили, несмотря на то, что он тренер. Это где-то в конце 1970-х было, — продолжает Виталий.
В 80-е, по его воспоминаниям, обстановка в городе была относительно спокойной. Массовых драк он не припомнит, но отдельные эпизоды происходили.
— Был смешной момент, шел я по Красной году в 86-м и из подворотни вышли какие-то гопники, подошли ко мне и сказали снимать куртку. Ну там такие гопники были, что я просто посмеялся и дальше пошел. Но такие персонажи ходили, прямо по Красной, пытались раздевать людей. Названия районов? У всех на слуху были Дубинка, Покровка, Лондон еще...
— Я не знаю подробности про Швейцарию, Лондон, Нахаловку и подобные районы, но были такие названия, да. А еще постоянно фигурировал Горпарк, там собирались из Адыгеи представители. Это был их любимый парк. И там постоянно были драки, постоянно какие-то нарушения, — подтверждает вышесказанное журналисту 93.RU Зоя Волохова. Сорок лет назад она работала в Краснодаре инспектором по делам несовершеннолетних.
— В хулиганских компаниях были и дети из неблагополучных семей, и дети так называемых мажоров. Иногда во главе их стояли люди с уголовным прошлым, — продолжает Зоя Степановна. — Специфических названий у молодежных группировок не было — называли их по районам, в которых они обитали.
А районов с колоритными названиями в Краснодаре тогда хватало. Рассказываем о самых известных.
Битвы на Карасунах
Покровка получила свое имя по названию церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая стояла в Екатеринодаре между нынешними улицами Головатого, Кузнечной, Кутузова и Березанской. Район считался опасным и заходить туда чужакам не рекомендовалось.
Дубинка это большой район к югу от улицы Ставропольской, которая в советские годы носила имя Карла Либкнехта. Название эти места получили от дубовой рощи, которая раньше там находилась. Дубинка, оправдывая свое название, считалась очень драчливым районом.
Главным соперником местных пацанов являлась Покровка. Оба этих района под такими названиями существовали и 100 лет назад и уже тогда выясняли отношения.
— Был и такой обычай, чаще встречалось на Покровке или Дубинке. За какую-нибудь обиду, которую нанес покровчанин дубинчанину, одна сторона вызывала другую на расправу. Меж парнями объявляли специальный день, обычно праздничный: тогда у северной части города собирались парни из обоих районов и шли в кулачный бой. Полиция часто не справлялась, хотя и была прекрасно осведомлена о предстоящих боях. И только верховая казачья часть могла разогнать драчунов, — приводила газета «Краснодарские известия» воспоминания жителя Екатеринодара Михаила Зорина.
Продолжались драки и в советские годы. По воспоминаниям очевидцев, в 50–60-х годах, на Карасунских озерах, рядом со стадионом «Кубань», находившихся примерно между Покровкой и Дубинкой собирались толпы в несколько сотен человек. Драки были такие, что взрослые мужики разнимали молодежь веслами, а милиция не могла найти на хулиганов управу.
Дрались здесь и в 80-е, и в 90-е, нередко с помощью арматуры, цепей и бутылок.
Выйдешь голый и хромой
Я всю жизнь живу на Покровке, и в советские времена у нас на МЖК была самая крутая дискотека. И припоминаю постоянное соперничество с Дубинкой, за какое-то там лидерство, — вспоминала жительница Краснодара Ольга. — Но самый страшный район во времена СССР — Горогороды. Помню, в пионерском лагере мы постоянно пели песню, там был такой припев:
Краснодар, где мы ни будем,
Краснодар, тебя мы не забудем,
Краснодар, всю ночь ты будешь сниться,
Краснодар — кубанская столица.
А один из куплетов звучал:
Есть у нас район Горогороды,
Там царят убийства и разбой.
Если ты войдешь туда,
То не выйдешь никогда
Или выйдешь голый и хромой.
Район Горогороды это южная часть Краснодара, между улицами Береговой и Индустриальной. В этот район фактически упиралась центровая улица Красная, а недалеко находится Горпарк, где вечерами любила отдыхать молодежь с другого берега Кубани. Вечером здесь случались постоянные разборки, и слава об этих местах шла дурная.
От Лондона...
Севернее, в старом центре города начинался Лондон, это еще один известнейший район города. Название ему дала екатеринодарская гостиница с одноименным названием, которая когда-то располагалась на углу Красной и Орджоникидзе. Местная молодежь там тоже весьма трепетно относилась к чужакам на своей территории. По воспоминаниям очевидца, такие диалоги нередко можно было услышать на вечерней Красной лет 40 назад:
— Пацаны, вы откуда?
— С Лондона.
— Идите тогда…
В Казани, где подростковая преступность достигла максимально жестких форм, на молодежном жаргоне борьбу разных группировок за территорию описывали выражением «делить асфальт». Кубанские хулиганы тоже как могли защищали свой асфальт от посягательств конкурентов из других компаний.
По словам Нелли Сергиенко, работавшей в инспекции по делам несовершеннолетних в 80-е, такого размаха, как в Казани, в Краснодаре, конечно, не было. И взрослые могли посещать любые районы города. А вот молодежь, бывало, конфликтовала.
— Были драки в Пашковском районе, школа на школу могла пойти. Было такое, что подростки в свой район не пускали другую школу. Дрались стенка на стенку — было такое. Но чтобы с особой жестокостью, у нас в Карасунском округе не было такого.
...до Израиля
Возвращаемся поближе к улице Ставропольской, где в 80-е годы наблюдалась особенная молодежная активность и асфальт был поделен от и до.
Не только Дубинкой славились эти места. Все местные жители знали, что вечером в темных дворах в районе Ставропольской и Стасова надо ходить с осторожностью.
По воспоминаниями Людмилы, жившей в том районе в 80-е годы, тогда на улице нередко могли сорвать шапку или выхватить сумку. Но люди были привычны и страха такие мелочи не вызывали, только досаду.
А однажды кто-то избил соседа Людмилы, взрослого мужчину. Ходили слухи, что сделала это какая-то молодежная группа из-за его сына: парень употреблял наркотики и, вроде бы кому-то задолжал. Отвечать за проступки сына пришлось отцу.
В районе между улицами Айвазовского, Бургасской, Стасова и Ставропольской располагался Израиль. От соперников из Дубинки их отделял район Пограничники, а жесткие махачи с дубинскими пацанами часто происходили на пустыре между Бургасской и Ставропольской.
У Израиля был еще один непримиримый соперник — Швейцария. Это район между Стасова и Старокубанской. Естественной границей между ними являлись трамвайные пути по Стасова, и горе было тем, кто забредал на чужую территорию.
На другой стороне Ставропольской располагался район Ракета. С тамошними пацанами тоже приходилось драться. Кстати, по словам очевидцев тех событий, у ребят из Швейцарии был договор с ракетчиками и они могли спокойно ходить через их территорию на разборки с Экспрессом, так называли район улицы Селезнева.
Нахаловка, Свинячий Хутор и другие...
Кроме того, по словам очевидцев, на пацанской карте Краснодара существовали и другие неформальные районы:
Австралия — нынешний старый Гидрострой. Почему так назвали? Потому что далеко от остального цивилизации;
Сахалин — район улиц 40 лет Победы, от Московской до Российской. Это была окраина города, за которой ничего не было, чем не Сахалин?
Маракан — это квадрат образованный улицами Клиническая, Механическая, Юннатов и Гражданской. Внутри кубика есть футбольное поле — намек на знаменитый бразильский стадион «Маракана»;
Нахаловка — частный сектор на Колхозной, вдоль железнодорожных путей. Там строили в нахаловку в охранной зоне железной дороги;
Свинячий Хутор — район улицы Аэродромной, недалеко от городской скотобойни;
Еврейка — район старого еврейского кладбища на Бабушкина и Котовского;
РМЗ — эта аббревиатура расшифровывается как Ремонтно-механический завод. К району относится треугольник между улицами Новороссийской, Селезнева и Алтайской.