С начала этого учебного года власти Краснодара решили отменить школьные автобусы в черте города, оставив их только в пригороде. Чиновники дважды устраивали брифинги, на которых пытались объяснить свое решение. Дескать, в черте города школьные автобусы не положены по закону, пусть дети ездят на общественном транспорте, мы им дадим бесплатные проездные и запустим новые маршруты, да и вообще — в городе идет масштабное строительство школ, скоро все будут учиться в пешей доступности. То, что усложнило жизнь тысяч детей и их родителей, назвали интересным словом «оптимизация».
Первые итоги власти подвели чуть больше чем через две недели после начала учебного года. Чиновники дали понять, что возвращать школьные автобусы не намерены, и отчитались, что мониторят график движения общественного транспорта, корректируя недочеты «в режиме онлайн». Начальник отдела организации перевозок Виктор Балацкий сообщил, что по утрам общественный транспорт ходит каждые четыре минуты, поэтому ситуация нормализовалась — дети успевают в школу к началу уроков.
Корреспондентка 93.RU Анастасия Пирожникова решила убедиться, так ли всё сейчас хорошо, как говорят власти, и утром во вторник 10 октября отправилась на остановку «Спортивная деревня» — именно оттуда поступало больше всего жалоб на забитые маршрутки после отмены школьных автобусов.
Десятки детей в одну маршрутку
Я приехала на остановку ровно к 07:00, в это время оттуда как раз отъезжала 75-я маршрутка с первыми школьниками. Через три минуты подъехал 4-й троллейбус, туда зашло несколько человек, но никто не толпился. Подбежала пара школьников — троллейбус их подождал и отправился в путь. Еще через две минуты (в 07:06) подъехала маршрутка № 140А, в которую запрыгнуло еще несколько детей.
В целом, если уезжать в это время в школу, то ситуация выглядит сносно — людей немного, общественный транспорт не переполнен. Родители провожают школьников до остановки — кто-то едет вместе с ребенком, а кто-то контролирует, что ребенок сел в маршрутку, и уходит домой.
В 07:08 приехал еще один 4-й троллейбус, а через минуту прибыла 75-я маршрутка, куда залезли практически все дети на остановке.
С каждой минутой ситуация на остановке меняется в худшую сторону: на дороге начинает скапливаться затор из автомобилей, людей подходит всё больше, а автобусы начинают ездить реже.
Следующую маршрутку пришлось ждать 14 минут. К тому моменту на остановке было уже около 50 человек — она вся была забита детьми.
— Ура, 75-й! — кричит школьник началки. Автобус медленно приближается к остановке, он подъезжает уже переполненный, поэтому может забрать очень мало людей. Начинается давка, родители снимают происходящее на видео...
Девушка стучит в заднюю дверь с просьбой открыть ее, но маршрутка начинает отъезжать, она бежит за ней. В итоге водитель практически уже на проезжей части открывает дверь (правда, переднюю), и девушка садится.
В 07:26 подъехал 710-й автобус, туда тоже село несколько школьников, но существенно это на ситуацию не повлияло. Через две минуты приехал 4-й троллейбус. Он не может заехать на остановку из-за толпы детей, гудит — один ребенок спустился с бордюра и был буквально в нескольких миллиметрах от подъезжающего транспорта. В итоге его наверх затащила одна из женщин на остановке. Благодаря троллейбусу остановка существенно разгрузилась — туда поместилось очень много детей.
В 07:35 приехала 75-я маршрутка, в нее поместилось довольно много школьников, после чего на остановке остались преимущественно ученики старших классов. Приехавший через две минуты 4-й троллейбус забрал почти всех. Остановка, на которой совсем недавно была толпа и давка, опустела.
А как же мнение 25 тысяч человек?
Главное, на что жалуются родители детей после отмены школьных автобусов, — проезд в маршрутках небезопасен. В «школьниках» у ребят был сопровождающий, который контролировал, на какой остановке им выходить, следил за порядком, и все дети ехали сидя.
Городской транспорт же переполнен, дети туда буквально набиваются, чтобы успеть в школу вовремя. Все опасаются, что может произойти несчастный случай. Так, пару дней назад ребенок выпал из 32-й маршрутки. Как рассказала его мать, маршрутка была переполнена и на одной из остановок при открытии двери школьник «выпал на заднюю точку» — падение смягчил рюкзак.
Причем маршрутки забиты в любое время дня.
— 9 октября со школы в 18:10 уезжали, из 75-й народ буквально выпадал из дверей. Вдобавок сын потерял карту, и мы ее искали по темноте и холоду возле школы час, — пожаловалась одна из мам.
Впрочем, переполненные маршрутки — далеко не единственная проблема. «Пешей доступности» до школ, о которой заявляет администрация, в городе тоже нет. Вот, например, по какой дороге идут дети с родителями возле стройки одного из ЖК — рядом в опасной близости ездят машины.
Родители пытаются докричаться до властей, но всё без толку. В ответ на просьбы вернуть школьные автобусы им рассказывают про бесплатные проездные для школьников. По словам директора департамента транспорта Андрея Белугина, ими обеспечены около 10 тысяч учеников, на это из бюджета города потратили 130 миллионов рублей.
Но смысла в проездных нет, если дети не могут влезть в общественный транспорт, жалуются родители. Как рассказала одна из мам, с 1 сентября по 10 октября ее ребенок смог влезть в маршрутку и воспользоваться проездной картой 31 раз из необходимых 60. За этот период было 30 рабочих дней, за которые нужно совершить по две поездки в день — в школу и обратно.
— Это 51,67% от нужного количества. То есть чиновники, которые довели ситуацию до такого, достойны 51,67% своей зарплаты, — считает женщина.
Чтобы привлечь внимание властей, родители запустили петицию с требованием вернуть школьные автобусы. На момент публикации материала петиция собрала 25 110 подписей. Впрочем, сразу после запуска петиции Муниципальный центр Краснодара опубликовал пост, из которого следует, что возвращать школьные автобусы, несмотря на просьбы десятков тысяч человек, никто не собирается.
— В соответствии с федеральным законодательством, подвоз детей в городской черте не предусмотрен. Вместо этого обеспечена транспортная доступность альтернативными маршрутами общественного транспорта, проработаны точки посадки и высадки детей, — заявили в МЦУ. Также там добавили, что в Прикубанском округе запустили новые маршруты № 32 и 83, которые работают по брутто-контрактам, и изменили схемы движения 38-й и 56-й маршруток, а также 4-го троллейбуса.
За работу на 32-м маршруте за год (с июля 2023-го по июль 2024-го) администрация заплатит перевозчику ООО «Пассажир-авто» свыше 75,5 миллиона рублей. Этот же перевозчик получил годичный контракт на работу на 83-м маршруте. За это ему заплатят еще более 17,5 миллиона.
А если через суд?
Но есть и другой путь. Жители Краснодара подали в суд на мэрию, чтобы добиться школьных автобусов. Накануне, 11 октября, в Прикубанском районном суде состоялось первое слушание по делу.
Истцами выступают три жительница города — Марина Гарькуша, Юлия Ещенко и Ксения Тютюнова. Ответчик — администрация Краснодара. Заинтересованное лицо — школа № 102-ф на улице Конгрессной, которую открыли в городе год назад. Подвоза школьными автобусами там не было.
— Когда нас определили в эту школу, это было начала 2022 года, мы были уверены, что для того, чтобы дали школьный автобус, нужно просто написать заявление, — объясняет Ксения Тютюнова. Такое мнение сложилось из-за того, что ранее, когда в городе открыли новую 106-ю школу, администрация сообщила, что туда запустили подвоз школьными автобусами по просьбе родителей учащихся.
Родители учеников 102-й школы писали письма директору школы, в департамент образования, департамент транспорта, в прокуратуру, встречались с вице-мэром Владимиром Архиповым, объясняя, зачем им нужны школьные автобусы.
— На самом деле, самая основная проблема — в безопасности. Когда ребенок один едет в автобусе, он не может быть в безопасности. Случаются травмы. Мы неоднократно об этом рассказывали. Дети едут не сидя, а стоя.
«Я не знаю, как объяснить, что безопасность детей на первом месте, это неписаная истина. Я не понимаю, почему мы должны ее доказывать в суде»
Ксения ссылается на судебную практику о том, что подвоз школьными автобусами в черте города возможен. Подобный случай был в городе Аксае Ростовской области. Там прокурор через суд добился того, чтобы администрация организовала перевоз детей из коттеджного поселка до школы и обратно, потому что учебное заведение было не в пешеходной доступности.
Вдохновившись случаем в Аксае, краснодарцы из коттеджных поселков «Парковый», «Вилланова» и «Золотой город» решили добиться подвоза школьными автобусами до 102-й школы. Они собрали около 250 подписей — именно столько детей нуждаются в подвозе. От каждого коттеджного поселка выбрали представителя. Ксения — представитель «Паркового», Марина — представитель «Вилланова», а Юлия — «Золотого города».
— Это всё одно и то же место, от улицы Дзержинского до Средней и от Пригородной до канала «Осечки», — пояснила Ксения.
Административный иск был принят к производству 1 апреля. Первое заседание состоялось 11 октября, следующее будет 31-го.
Если суд встанет на сторону краснодарцев, это даст надежду тысячам родителей детей, которые столкнулись с трудностями из-за отмены подвоза школьными автобусами.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».