Не все горожане знают, что в центральной части Краснодара, буквально в нескольких метрах от улицы Ставропольской, находится кладбище. Оно не действует уже несколько десятилетий, но когда-то на протяжении долгих лет здесь хоронили екатеринодарцев и краснодарцев. Немногие догадываются, что за синими воротами на улице Таманской располагается важный для истории города мемориальный комплекс.
Журналисты 93.RU побывали на Дубинском кладбище, открытом почти полтора века назад. На территории в 3 гектара за это время нашли свой покой десятки тысяч горожан. А как выглядит это место сейчас?
За время прогулки мы встретили здесь только сторожевого пса, мирно спавшего на входе, кота, прятавшегося между крестов, и группу рабочих, заехавших на территорию на «Газели» за мусором. Всё остальное время здесь царило спокойствие, нарушаемое лишь пением птиц и изредка доносившимися со стороны Ставропольской звуками трамваев.
Погост в этой части города открыли в 1884–1885 годах и стали называть Дубинским в честь района Дубинка. Вскоре на кладбище появилась сторожка, а на постоянной основе здесь начали трудиться несколько рабочих.
Усопших горожан отпевали неподалеку, в Николаевской церкви, которая находилась на месте нынешнего здания Октябрьского суда на Ставропольской и Павлова. Храм снесли в начале 1930-х годов, но на кладбище хоронили людей вплоть до середины 1960-х.
Здесь нашли свое пристанище купцы, мещане, врачи, учителя, офицеры, партийные работники, герои Гражданской и Великой Отечественной войны. По данным историков, на Дубинском погосте был похоронен инженер Василий Менделеев, сын великого химика Дмитрия Менделеева, умерший в 1922 году в Екатеринодаре то ли от заворота кишок, то ли от брюшного тифа.
Долгие годы Дубинка считалась не самым богатым районом, и здесь хоронили обычных горожан, над могилами которых ставили недорогие памятники из песчаника или простые деревянные кресты с медными табличками. А потом уже после революции было в принципе не до роскоши, поэтому масштабных каменных обелисков на погосте сейчас не найти.
Впрочем, говорят, что в небольшом количестве, но они здесь когда-то были. По воспоминаниям кубанского историка Виталия Бондаря, еще в 1970-е он лично наблюдал интересные старинные склепы на той части Дубинского кладбища, которая располагалась ближе к улице КИМ. Сейчас на том месте находятся жилые дома. Да и в целом дореволюционных захоронений здесь почти не сохранилось, а оставшаяся советская часть не представляет большой исторической или культурной ценности.
Есть данные, что когда-то территория кладбища была еще больше и занимала практически весь квартал между улицами Ставропольской, Таманской, Полины Осипенко и КИМ. В последние десятилетия оно уменьшилось за счет строительства многоэтажек, которые сейчас окружают погост с трех сторон.
Самые старые захоронения на кладбище датируются 1920-ми годами. Что касается самых поздних дат, то, несмотря на то что распоряжением горисполкома кладбище было закрыто в декабре 1964 года, на нём можно найти захоронения даже конца 1970-х. Но в основном, судя по надписям на табличках, большинство могил датируется временным промежутком с 1930-х по середину 1960-х.
Памятники советских времен очень простые. В основном это скромные металлические конструкции, очень часто православные кресты, сваренные из труб. Надписи на табличках нередко сделаны от руки.
Как рассказывает краснодарский историк и экскурсовод Федор Смоляков, в советские годы люди просили рабочих из расположенного рядом трамвайного депо помочь с изготовлением памятников, и те мастерили их из подручных материалов.
Несмотря на то что кладбище не работает уже более полувека, прямо сейчас оно выглядит довольно ухоженным. Часть могил покрыта густым ковром зарослей, и подобраться к ним очень сложно. При этом особой грязи тут нет, дорожки посыпаны щебнем, деревья пилят, а мусор регулярно убирают. Видно, что за некоторыми могилами ухаживают и приносят цветы.