22 ноября администрация Краснодара сообщила о завершении разработки документа планирования регулярных перевозок в городе — это позволит модернизировать устаревшую систему общественного транспорта и повысить качество перевозок.
Проект презентовал в мэрии Владимир Валдин — директор компании-разработчика из Санкт-Петербурга (ООО «А+С Транспроект», которое работает под брендом SIMETRA).
Согласно сайту госзакупок, госконтракт на выполнение научно-исследовательской работы по разработке документа планирования регулярных перевозок стоил 22,2 миллиона рублей. Портал 93.RU подробно рассказывал, почему это исследование очень важно для города.
Представитель SIMETRA рассказал, что было проведено социологическое исследование и проанализировано состояние транспортной системы.
— Исследование, которое мы провели, позволяет ответить на вопрос: «Что будет, если...» Как конкретное решение отразится на транспортной модели? Были учтены все составляющие транспортного комплекса Краснодара, — рассказал Владимир Валдин.
А зачем это всё?
Вице-мэр Владимир Архипов объяснил, что на федеральном уровне было дано поручение регионам и муниципалитетам разработать нормативные документы, чтобы решить проблему качества транспортного обслуживания. Более того — без подобного документа город не мог участвовать в больших федеральных программах и получать дополнительное финансирование в эту сферу.
Документ прокомментировал и новый мэр города Евгений Наумов. Он написал в своем телеграм-канале, что «общественный транспорт — лицо города. И у Краснодара, к сожалению, оно не самое привлекательное».
Наумов объяснил, что система нерегулируемых тарифов не дает администрации полномочий контролировать частных перевозчиков, поэтому в мэрии решили переходить на брутто-контракты.
При брутто-контрактах пассажиры платят не частным компаниям, а мэрии, которая выступает заказчиком перевозок и затем распределяет деньги между исполнителями. В таком случае доход перевозчиков не зависит от числа перевезенных пассажиров. По такой системе в Краснодаре уже обслуживаются, например, маршруты № 19 и 91.
Мэр рассказал, что в администрации рассмотрят исследование питерских разработчиков и только потом утвердят документ. Более того — нововведение предполагает дополнительную нагрузку на бюджет, поэтому реализация программы начнется только в 2023 году, «с учетом финансовых возможностей».
Так что сделали исследователи в Краснодаре и что предложили?
SIMETRA провела социологический опрос в интернете (было получено 3 тысячи анкет от краснодарцев) и выяснила, что лишь порядка 30% горожан удовлетворены работой общественного транспорта в краевом центре.
Затем для Краснодара была разработана программа по улучшению ситуации вплоть до 2034 года.
Так, предполагается, что в 2022 году городские власти примут разработанный SIMETRA Социальный стандарт транспортного обслуживания, который будет иметь силу транспортно-градостроительного законодательного акта.
К 2026 году планируется формирование двухуровневой маршрутной сети, переход на брутто-контракты и стабилизация отраслевой инфраструктуры.
В период с 2027 по 2034 год в Краснодаре хотят развивать инфраструктуру: расширить зоны покрытия города маршрутами электротранспорта, обеспечить районы новостроек необходимыми маршрутами.
Кажется, понятно. Но можно конкретнее?
В SIMETRA предложили, например, переименовать некоторые маршруты, а некоторые — отметить или изменить.
Также они предложили создать новые выделенные полосы для общественного транспорта. Правда, планы по созданию большинства выделенок в центре мэрия анонсировала и раньше.
Кроме того, исследователи внесли предложения по поправкам в генплан, строительству светофоров и реконструкции остановок.
И что это даст?
В пресс-службе мэрии Краснодара пояснили, что реализация проекта позволит:
оптимизировать структуру маршрутной сети для создания быстрых и удобных транспортных связей с учетом территориальной доступности, продолжительности поездки и пересадок;
создать эффективные маршруты, связывающие районы проживания с местами социального притяжения и основными пересадочными узлами;
интегрировать перевозки пассажиров всеми видами транспорта в единую мультимодальную сеть;
обеспечить поэтапный перевод обслуживания маршрутной сети по муниципальным контрактам (брутто-контрактам), что позволит сдерживать рост тарифов на перевозку пассажиров, внедрять билетное меню и выпускать на маршруты новый комфортабельный транспорт;
обеспечить удобство и минимизацию времени, затрачиваемого на переезд к месту назначения, при максимальном уровне безопасности перевозки;
обеспечить участие Краснодара в программе по обновлению общественного транспорта в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», что повысит уровень транспортного обслуживания и комфорта пассажиров.