Два дорогостоящих подземных перехода в Краснодаре на Петра Метальникова и Московской (общая стоимость более 100 млн рублей!) должны были закончить еще в декабре 2021 года. Сейчас сентябрь 2022-го, но в обоих объектах до сих пор не запустили лифты. Неработающая инфраструктура усложняет жизнь местным жителям с детскими и инвалидными колясками, потому что после появления переходов с перекрестка здесь убрали «зебры».
Единственная возможность для местных жителей с колясками и велосипедами перебраться на другую сторону дороги в этом месте — воспользоваться пандусами в переходах. Но местные говорят, что легче уж перебежать дорогу или совсем не выходить на улицу. Журналистка взяла инвалидное кресло и решила проехаться на спусках сама (было очень страшно!), а еще опросила местных мам.
Ребенок упал во время спуска
Из-за открытия переходов на Московской и Метальникова замазали «зебры». Так как лифты не работают, родителям приходится пользоваться спусками. Они рассказали журналистке 93.RU, что проем между полозьями неудобный и широкий, поэтому там могут проехать далеко не все коляски. К тому же спуск очень крутой, и некоторые взрослые боятся, что их дети выпадут. На днях именно так и случилось — у одной из женщин коляска перевернулась вместе с малышом.
— У меня коляска-люлька, малыш в ней не пристегнут, соответственно, когда становишься на пандус, такой угол, что ребенок может выпасть, — рассказывает еще одна мать.
— Когда спускаешь коляску, то нужно ее так держать сильно, иначе просто полетит вниз. А поднимать ее наверх вообще невыносимо, — делится еще одна девушка.
Пока мы стоим в переходе, большинство матерей несут коляску сами, поднимая ее вместе с ребенком. Некоторые делают передышку на маленьких площадках между ступеньками — тащить такую тяжесть очень непросто.
— Коляска весит 15 килограммов, ребенок весит 15 килограммов. То есть мне приходится выдерживать 30 килограммов на мои 48, — говорит нам девушка.
Чтобы обойти переход и оказаться на другой стороне улицы, нужно до 20 минут. Некоторые, чтобы сэкономить, просто перебегают дорогу. Такой ли был план у мэрии?
Спускаемся на коляске со шлемом
Следующий этап — проверить, каково людям с ограничениями здоровья спускаться в местных переходах. Я взяла в аренду инвалидное кресло-коляску и захватила свой шлем. Спуск-то действительно крутой!
Выдыхаю: решиться на перспективу сломать себе шею очень непросто. Коляска сразу грозится на большой скорости покатиться вниз. Тормозить приходится руками, раскидывая их в сторону и с силой опираясь о металлические поручни. По сути, это и не съезд даже, а постоянное движение рывками из-за попыток притормозить. Каждый раз коляска встает на дыбы и опасно запрокидывается назад — если бы не специально предусмотренные задние стопперы (есть не на всех креслах), я бы упала назад и ударилась затылком.
Спускаться так возможно, но очень тяжело, к тому же во время «прыжков» руками по поручням коляска всё время виляет и может слезть с полозьев. В самом низу спуска кресло застревает, потому что подножки утыкаются в землю — ехать дальше невозможно. На подъеме вверх сразу же ставим крест — подтянуть себя по такой поверхности не хватает сил, к тому же подножки опять мешают «запрыгнуть» на крутой угол.
Штрафы на подрядчика не работают
Переходы строили вместе с новой трамвайной линией. Компания «Веста» из Краснодара заключила с мэрией контракт на 1,1 млрд рублей. Стоимость перехода на Метальникова по смете вышла в 52 миллиона рублей, на Московской — 55 миллионов рублей. Согласно данным контракта, оба объекты должны были быть закончены в декабре 2021 года, аж девять месяцев назад.
ООО «Веста» образовано в 2005 году, директор компании — Владимир Левченко, учредитель — Сергей Круглов.
Интересно, что переход на Московской не первый раз оказывается в свете внимания СМИ. В июне краснодарцы возмутились тем, что новенький переход затопило после ливня. На ситуацию пришлось даже отреагировать мэру, который сказал, что в коридорах пока не установили насосы.
Тогда же редакция отправила в мэрию запрос по поводу лифтов. Власти сообщили, что подрядчик нарушил сроки «в части строительства диспетчерского пункта, подземных пешеходных переходов и благоустройства территории» из-за повышения цен и задержки поставок строительных материалов. Компанию пообещали оштрафовать, а работы закончить до конца июля.
Уже сентябрь, и, судя по всему, подрядчик не торопится упростить жизнь местным жителям. А местами он делает ее даже опасной — на прошлой неделе журналистка 93.RU обнаружила, что вход в одну из шахт лифта открыт. Любой ребенок мог забежать за угол, и, не заметив подвоха, шагнуть в дырку в темноте. Сейчас двери всех четырех лифтов закрыты, но выглядят они заброшенно. А еще около одного из лифтов нет кнопки вызова.
«Хочется сказать: "Ну мы же говорили!"»
По мнению ряда активистов и специалистов по городской среде, подземные переходы изначально несостоятельны, потому что людской поток всегда будет двигаться по пути наименьшего сопротивления — то есть по земле, а не под ней (ведь там надо дважды воспользоваться лестницей). Урбанист общественного движения «Городские решения» Мирослав Валькович рассказал порталу, что недавнее исследование Московской и Петра Метальникова показало, что местные жители продолжают ходить поверху, в ближайшем от перехода месте.
По его мнению, правильным решением было бы снова начертить переходы и добавить пешеходные фазы в местные светофоры. Это ни на что не повлияет, поскольку и на Метальникова, и на Московской регулируемые перекрестки и зеленый свет для пешеходов можно совместить с красным светом для одной из групп автомобилей. Лифты же, считает Валькович, не сильно помогут в будущем, потому что у них маленькая пропускная способность:
— Даже если будут лифты, их производительность будет не такой высокой в час пик — лифты медленно ходят туда-сюда, и это занимает огромное время. Ну неужели доставщик еды на велосипеде в час пик будет ждать рейс в лифт, когда впереди бабушка стоит или человек с сумками? Конечно, нет, никто ждать не будет.
Портал 93.RU снова запросил комментарий у мэрии о том, когда лифты заработают и какие штрафы ожидают подрядчика.