RU93
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +22

1 м/c,

сев.

755мм 69%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город Оградились от людей ОМОНом. Как в Сочи проходит суд по лишению участков арендаторов «Адлерского чая»

Оградились от людей ОМОНом. Как в Сочи проходит суд по лишению участков арендаторов «Адлерского чая»

Доводы о том, что многие участки используются для ведения сельского хозяйства, не принимаются

Фермеры-пайщики бывшего совхоза «Адлерчай» узнали об иске случайно

Громкий судебный процесс по иску Генпрокуратуры РФ к предприятию «Адлерский чай», а также к пайщикам и арендаторам, стал громким после того, как основатели известной сочинской марки «Краснополянская косметика» Дмитрий Серов и Кристина Судеревская записали обращение, выложили его в соцсети и направили в СМИ, в котором рассказали, что они получили иск от Генпрокуратуры РФ о расторжении договора на аренду земли, так как они якобы не используют ее по прямому назначению — ведению сельского хозяйства. В такой же ситуации оказались еще 140 пайщиков и арендаторов.

Прокуратура утверждает, что при обследовании участков бывшего совхоза «Адлерский чай» выявили, что земля стоит заросшая, ее распилили, сдают в аренду за копейки и хотят строить там коттеджные поселки. Пайщики и арендаторы, по крайней мере, добросовестные, говорят, что занимаются там выращиванием сельскохозяйственной продукции.

Иск генпрокуратуры рассматривается в актовом зале Адлерской администрации, поскольку ответчиков так много, что в Адлерском суде для них зала не нашлось.

— Оградились от людей ОМОНом, — говорили ответчики, заходя в зал, который временно стал судебным.

Там по всему периметру стояли представители ОМОНа службы судебных приставов. Накал страстей потому что достаточно серьезный. Судья разрешил вести аудиозапись заседания, а вот ходатайство одного из СМИ о проведении видеосъемки отклонил, судье явно не понравился редакционный запрос, в котором ответчиков назвали пострадавшими. Судья несколько раз спросил у журналиста, кого редакция считает пострадавшими. После того как получил ответ, что людей, у которых отбирают участки, тема с видеозаписью была закрыта.

Ответчики и их адвокаты и представители в актовом зале Адлерской администрации

«Адлерский чай» раздал землю направо и налево и лишился всех активов

В самом начале судебного заседания представители Генпрокуратуры заявили ходатайство о приобщении к делу актов осмотра земельных участков бывшего совхоза «Адлерский чай», которые были сделаны 15 и 16 августа, то есть когда уже иск вовсю рассматривал Адлерский районный суд.

К осмотру были привлечены специалисты Россельхознадзора. По мнению прокуратуры, эти документы доказывают тот факт, что землю используют не по назначению. Представители ответчиков выступили против ходатайства прокуратуры, поскольку не видели ни акты, ни специалистов, которые приезжали на место и якобы осматривали участки.

Кроме того, такие акты должны быть сделаны до подачи заявления в суд, считают адвокаты и юристы. Один из них указал на то, что во время судебного разбирательства назначается экспертиза, и прокуратура здесь превысила полномочия, поскольку назначение экспертизы — дело суда. Доводы юристов не были услышаны, суд приобщил к материалам дела акты обследования земельных участков. А вот ходатайства всех представителей ответчиков, которые могли бы опровергнуть утверждения прокуроров о нецелевом использовании участков, судья отклонил. Так же, как отклонил ходатайство о своем отводе, которое поддержали несколько адвокатов. Потом он удалил из зала суда человека, который пытался вставить ремарку на слова прокурора. Вместе с ним вышли около 30 человек, они посчитали, что участвовать в судебном заседании, где их не хотят слышать, нет смысла.

Прокурор в своем выступлении подчеркнул, что действия ОАО «Адлерский чай» изначально с 2009 года были направлены лишь на сохранение и юридическое закрепление прав на землю за коммерческой организацией на максимально выгодных и привлекательных условиях для дальнейшего вовлечения ее в экономический оборот и извлечения сверхприбыли.

Размер годовой арендной платы учетом статуса земель составлял всего 0,3 процента от кадастровой стоимости. Тогда как рыночная стоимость участков для ЛПХ и садоводства составляет от 750 000 рублей за квадратный метр. Прокуратура утверждает, что, реализуя противоправную цель по распоряжению госимуществом, ОАО «Адлерский чай» при участии должностных лиц территориального Росимущества переуступило принадлежащие ему права в пользу ряда лиц, которые также не имели намерений ведения сельского хозяйства, произведен дальнейший раздел и дробление участков. А для некоторых участков изменили категорию на «земли населенных пунктов». На большинстве из них, по утверждению надзорного ведомства, сельскохозяйственной деятельности не ведется, и они стоят заросшие.

— Это уже не первое дело «Адлерского чая», и мы видим, как на землях, где должен расти чай, возводятся элитные коттеджные поселки, — заявил прокурор. Государство не получает фактически никакой прибыли, и прокуратура намерена вернуть эти земли в сельхозоборот для формирования продовольственной безопасности страны.

— На наш взгляд, конечные землепользователи не могли не понимать, что они приобретают. При этом мы не говорим о том, что каждый конечный землепользователь является каким-то негодяем. Мы заявляем о ничтожности сделок с 2009 года, а не о том, что конечные землепользователи плохие. Хотя подавляющее большинство земельных участков по назначению действительно не используется, — заявил в суде представитель Генпрокуратуры РФ.

Некоторые пайщики сами возделывают свои участки и никому не передавали их

«Мы работаем от зари до зари»

Елена Меремьянинова рассказала корреспонденту SOCHI1.RU, что в совхозе «Адлерский чай» всю жизнь проработала ее мама, и сама Елена отдала предприятию больше 20 лет, трудилась в тепличном комбинате, выращивала цветы и овощи. После того как совхоз перестал существовать, им выдали паи, то есть они стали акционерами ОАО «Адлерский чай» и получили землю в аренду на 49 лет в районе Орел-Изумруд. 15 пайщикам достался участок в 27 гектаров, который они, по внутреннему договору, с разрешения Росимущества, разделили.

— У нас один участок был ровный, мы поделили его на всех, и получилось по 16 соток, остальное — горные овраги. У меня образовалось три участка. Мы стали там работать, всё чистить, на нас жители близлежащих домов обратились в суд, к нам приехала проверка с Росимущества, сделала заключение, что мы используем землю по назначению. На нашем участке расположены 10 огромных теплиц, там посажено 20 тысяч корней роз, 1 теплица под рассаду овощей. Мы выращиваем сезонные овощи в открытом грунте, у нас еще огромный фруктовый сад. Мы работаем от зари и до зари, — рассказывает Елена.

— А еще на участке есть пасека, чтобы пчелы опыляли сад. Это семейный бизнес, вкладывали деньги в его развитие и не планировали продавать никому землю, — утверждает фермер. — Наоборот, планировали расширение, потому что спрос на местную продукцию в городе большой. И покупатели планируют даже собрать подписи, чтобы поддержать хозяйство.

Елена говорит, что об иске узнала случайно, слышала, что в Сочи идут громкие дела по земле, пришла на почту, а там ее ждала повестка в суд.

— Я получила ее буквально в четверг, за день до суда. Многие вообще не были в курсе, что идет суд. Никто к нам не приезжал с проверкой. Мы получили исковое заявление на 200 листах без приложения, в суде мы просили, чтобы нам дали возможность ознакомиться, мы не понимали сути претензий. Потому что договор у нас заключен правильно, акт передачи был, в Росимуществе наш основной договор мы зарегистрировали, — говорит Елена.

Другого заработка у ее семьи нет, на развитие хозяйства они брали кредит, закупали посадочный материал. Она говорит, что есть и те пайщики, и арендаторы, которые действительно не используют свои земли по прямому назначению, они стоят заросшими, но лишать единственного заработка тех, кто реально занимается сельским хозяйством и кормит город на волне импортозамещения, нельзя, считает Елена.

Молодой виноградник на арендованном участке Анны Тумасян

Семья Анны Тумасян взяла в аренду земельный участок для того, чтобы заниматься виноградарством и садоводством. Разбили фруктовый сад, где растут инжир, хурма, летом выращивают помидоры и огурцы. Главная гордость — большой виноградник, который только начинает давать урожай. Для того чтобы развивать крестьянско-фермерское хозяйство, Анна продала дом и землю, коров и буйволов, которых держали.

— Сад молодой, только в этом году будет урожай. Мы так радовались этому. Я там живу, никто к нам не приходил смотреть участок. Никакие акты не подписывала, если бы кто-то пришел, у нас тупиковая зона, мы бы увидели. Об иске они узнали по сарафанному радио. Я получила повестку в 14 часов, а в 16 суд начинался. Повестку привезли два полицейских, — говорит Анна.

Сначала у них была надежда на то, что суд разберется, и они не падали духом, но после нескольких заседаний стало понятно, что им не дают даже рот открыть во время судебного заседания.

Тракторы собрали из старых

— Мы хотим работать, дайте нам спокойно работать, мы будем кормить город. Путин издал указ о развитии виноградарства. 1 октября 22 года Краснодарский край, Адыгея, Ростовская область должны предоставить отчет о проделанной работе, что они предоставят? Какой отчет дадут? Что виноградники забрали? Мы столько туда вложили! Купили запчасти, собрали четыре трактора. Бочки приготовили, смеси очень дорогие, чтобы опрыскивать. Мы в долгах как в шелках, чтобы подняться, только начали развиваться. Я 28 лет проработала в сельской школе здесь же, в селе. Отец и мать в совхозе работали 50 лет, — говорит Анна.

А у Гоарик Пашьян хозяйство в 42 гектаров: пасека, яблоневый сад, хурма, фейхоа, орешник. На ее участке растет вековой лес, где растут краснокнижные растения. Их охраняют государство и семья Пашьян. Она является пайщицей, вернее, ее покойный муж, который 30 лет отработал в совхозе. Потом получил паи, и на них стала работать вся семья.

— Только недавно мы вступили в кооператив «Биосферный агропарк» — мы вложись, сделали бизнес-план, у нас всё готово, и тут землю забирают. Там и теплицы будут, и вообще красота. Уже деньги выделены на наше развитие, — говорит Гоарик.

У нее в хозяйстве идеальный порядок, косит траву сама в свои 60 лет, чтобы было чисто. Она готова с удовольствием показать плоды труда своей семьи прокурорам, только они к ней не приходили.

Для многих пайщиков аннулирование всех договоров — это крах, они просто останутся без средств к существованию. Если учесть, что в Сочи с работой плохо, то они окажутся на грани выживания, а сочинцы лишатся местной продукции. Пока не понятно, что дальше будет с земельными участками, возродить чаеводство там уже точно не получится, да и не только чай выращивал совхоз, а табак, цветы, овощи. Но прокуратура делает акцент именно на чаеводстве.

Некоторые из пайщиков предполагают, что их дело связано с масштабным проектом одного крупного застройщика, который планирует создать в Сочи современный агропромышленный кластер, правда, на базе другого чаеводческого предприятия.

В национальном парке Сочи недалеко от поселка Калиновое озеро в Адлерском районе на территории в 287 гектаров планируют создать производство, переработку и хранение продукции агропромышленного комплекса, а также заниматься земледелием, животноводством и виноделием. Там хотят развивать сельский туризм. Мы не будем утверждать и опровергать информацию о связи дела против "Адлерчая" с амбициозным проектом, потому что пока проверить ее невозможно. Что называется: поживем, увидим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем