В двух краснодарских школах на севере города, № 102 и 104, этим летом отказались принимать в первый класс несколько сотен первоклашек. Причина отказа — отсутствие мест. Многие семьи возмущаются и говорят, что специально брали квартиры в новом районе с расчетом на то, что около их дома уже строится школа. Сейчас они могут посмотреть на нее из окна, а вот пойти туда 1 сентября — не могут.
Родители требуют у прокуратуры и администрации разобраться в ситуации, а власти в ответ пеняют на застройщиков: мол, с них и спрашивайте. Скандал вылился в Сеть, где комментаторы очень быстро обозначили виновными еще одну сторону — самих родителей. Попробуем разобраться.
Вы претензии свои к застройщикам предъявляйте
Отец будущей первоклашки Василий рассказал порталу 93.RU, что прописан в доме, который территориально относится к школе № 102 (улица Героя Георгия Бочарникова, 7). В апреле, когда он подавал документы, в школе сообщили, что примут 525 первоклассников — такая информация была и на стендах, и на сайте школы. А летом это число внезапно сократилось до 245. Как сказала мэрия в ответе на запрос портала 93.RU, это техническая ошибка сотрудников школы, за это они понесли «дисциплинарные взыскания».
Ребенок Василия и еще около 130 других семилеток, проходящих в школу по прописке, не попали в список из-за отсутствия мест. Как сказали родителям, в целом из 245 детей с пропиской оказались только двое. Остальные — это льготники.
В первую очередь в школах места предоставляются нескольким категориям детей:
— тем, кто прописан на закрепленной за школой территорией (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте заведения);
— тем, у кого родители военнослужащие, полицейские и другие представители государственных органов;
— тем, у кого братья или сестры уже учатся в этой школе.
Как утверждает юрист Кристина Елизарьева, консультирующая родителей по школе № 102, в федеральном законе не прописана очередность всех этих трех групп. При этом сама школа имеет право установить приоритетность принятия заявления, например, через устав.
— Школу в окно видно, а попасть в нее не можем. Идите, говорят, в филиал школы № 17, — возмущается Василий.
Это учреждение на улице Адмирала Крузенштерна, 3 находится примерно в трех километрах от той школы, в которую так рвутся жители района. Общественный транспорт туда не ходит, а машины есть не у всех, жалуются родители. А даже если и есть, то это не выход: ежедневно на улице Россинского собираются часовые пробки.
Пешком первоклашки должны проходить не менее шести километров каждый день, а их родители — не менее 12. К тому же путь не самый безопасный и проходит по технической дороге между стройками, кустами амброзии и ямами. А одна из родительниц рассказала, что однажды в этом месте на ее машину напал мужчина с камнем.
Мы задали мэрии вопрос, на каком удалении школа может находиться от места проживания первоклассника в городе согласно законодательным нормам. В ответ администрация сослалась на санитарно-эпидемиологические требования «к организациям обучения». В них указано, что расстояние от школы до жилого здания должно быть не более 500 метров, а в условиях «стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 метров». Но, судя по всему, имеется в виду удаленность от любой жилой застройки, а не конкретно той, в которой живет ходящий в школу первоклассник. Найти более конкретную информацию, регулирующую этот момент, редакции 93.RU не удалось.
— У меня ребенок болеет отитом, как мне его вести через это поле ежедневно зимой? Я не готов рисковать здоровьем ребенка, лучше отдам его в платную школу. Но опять же, на наши плечи ляжет платное образование, которое по конституции должно предоставляться бесплатно. Представитель департамента нам сказал: «А зачем вы покупаете квартиру в полях, где нет школ?» Но мы в полях квартиру не покупали, мы покупали квартиру там, где школу в окно видно. А замгубернатора (Анна Минькова) нам вообще сказала: «Какие претензии у вас к администрации? Вы претензии свои к застройщикам предъявляйте, почему они школы вам не построили». Подождите, но разве не администрация выдает разрешение на строительство? Дома строят, а инфраструктура не развивается! Или родители должны регулировать этот момент? — удивляется Василий.
Давно назревшая проблема
Власти города не раз признавали, что инфраструктура Краснодара не поспевает за темпами строительства и переезжающими сюда людьми. За последние десять лет население города выросло вдвое, при этом за последние пять лет в краевом центре открыли всего 20 школ либо небольших корпусов (с учетом тех, что начнут работать в этом году). Если представить, что каждая школа дает городу в среднем около 1000 учебных мест в одну смену, получится, что за пятилетку прибавилось всего 20 000 мест на одну смену. При этом, по данным вице-губернатора Анны Миньковой, только каждый год в город приезжают такое же (!) число школьников.
Особенно активно застраивается северо-восточная часть Краснодара, где сейчас селятся переезжающие. Именно здесь, например, есть школа с 1-м классом «Я». В этом же районе появились школы № 102 и 104 (улица Аверкиева, 32). Первое заведение было построено на деньги застройщика «ЮгСтройИнвест» (микрорайон Губернский), но теперь даже ее мощностей не хватает, потому что к учреждению приписали десятки ЖК, около которых школ никогда не предполагалось. Вторую школу, № 104, возводило уже государство. Но этих новых школ на густонаселенный район катастрофически не хватает.
Только в сентябре 2021 года в Краснодарском крае приняли закон, обязывающий вводить вместе с жильем инфраструктурные объекты.
Продолжайте их писать
Недовольные ситуацией, в июле родители начали писать в паблики и СМИ. На фоне этого 27 июля в школе № 102 прошла очередная встреча родителей и вице-губернатора по социальной политике Анны Миньковой. Власти предложили решение: запустить с 1 сентября бесплатный автобус, который будет подвозить детей до школы № 17. Их количества хватит на всех учеников, уверяют в администрации.
Речь шла не о школьных автобусах, а обычном номерном маршруте, который будет обслуживать перевозчик по брутто-контракту (при них исполнители получают деньги не за каждого пассажира, а за количество пройденных километров). Однако родители сомневаются в том, что его успеют запустить за оставшийся месяц, «да и что делать в том случае, если первоклашка опоздает на рейс»? Лучше бы вместо этого власти пересмотрели заявления в школу тех, кто занимает их места, считают местные.
На той же встрече Минькова выдала резонансную речь, которая распространилась в федеральных СМИ. Во время встречи одна из женщин рассказала, что ее муж работает в другом городе, а она сейчас живет одна с двумя детьми и не имеет возможности водить первоклашку пешком, при этом на автобусе его тошнит. «Какой у меня выход?», задала она вопрос чиновнице.
— Это выбор вашего мужа — работать за 1,5 тысячи километров от дома и не принимать участия в воспитании детей. Это выбор ваш — заводить детей. Хотите, таким образом скажу? — ответила ей Минькова.
Это не единственное высказывание чиновницы, которое привлекло дополнительное внимание. Один из родителей во время той же встречи предложил призывать к ответственности чиновников городской и краевой администраций и писать на них жалобы, на что Минькова ответила следующее:
— Я, наверное, открою для вас тоже большую тайну или большой секрет. Но таких заявлений просто огромное количество, можете продолжать их писать дальше.
«Хоть техничкой, лишь бы дитя взяли»
У большинства родителей-«отказников» нет возможности дать ребенку платное образование вместо того, чтобы водить его в свободную школу в другом микрорайоне. Люди негодуют и находятся в полной растерянности.
— Мы проживаем тут шесть лет, есть прописка. Ходили в садик в этом районе. Из садика в школу передавались списки с детьми. То есть с 2017 года было известно, что мой ребенок в таком-то году пойдет в школу. Но его туда не пускают, — рассказывает журналистке 93.RU родительница, которая пытается определить ребенка в школу № 104.
Школа находится примерно в том же районе, в 1,5 километра от школы № 102. Ситуация в учреждении такая же: у родителей десятков первоклассников приняли заявление на прием, а в июне большинству отказали.
Некоторые матери даже решили устроиться в школу на работу: «хоть техничкой, лишь бы дитя взяли». Взять на работу согласились, а вот место ребенку пообещать не смогли. В итоге всех родителей перенаправили в соседние заведения — школы № 11, 17, 71 или 93. Но как минимум в двух из них мест тоже нет и набор в первый класс уже закончился, а до двух других долго идти.
Вопрос настолько острый, что родители готовы отправить ребенка к родственникам в другой город — при всех раскладах такое решение им кажется более удачным, чем ежедневный пеший марафон в Краснодаре. Потому что почти все работают либо сидят дома с младшими детьми и не могут тратить столько времени на дорогу.
А в школе № 104 предложили неожиданную альтернативу — перейти на домашнее обучение. То ли глупость, то ли издевка, считают родительницы. Ведь такое обучение предполагает, что папа или мама самостоятельно учат ребенка дома по школьной программе.
Не пускают ни льготников, ни беженцев?
Интересно, что в обе школы отказываются принимать не только тех, кто там прописан, но и тех, у кого в школе уже учатся родственники (а это льготная категория).
— Я живу здесь на Черкасской, 115 и по прописке могу идти и в 104-ю школу, и в 102-ю. 104-я поближе, и я подала заявление сначала туда. После того как мне там отказали, я подала в 102-ю. И была уверена, что моего ребенка возьмут, потому что здесь старший сын учится. И всё равно нас не взяли, — рассказывает журналистке Ксения.
А еще в первый класс не взяли детей беженцев. Во время встречи родителей, на которой присутствовала журналистка 93.RU, одна из женщин рассказывала, что часто слышит о помощи беженцам в России и приоритетных местах для них. Однако в реальности она столкнулась с тем, что помощи дождаться невозможно:
— У моего мужа временное убежище, осенью он будет подавать на российское гражданство, а у меня украинский паспорт. Наша бабушка прописана здесь, но как моему ребенку записаться в школу?
Также места в школе не выдавали как минимум двум беременным женщинам, мужья которых сейчас находятся на спецоперации. Журналистка 93.RU была очевидцем того, как они пришли с этой жалобой в школу.
Так кто же занял все места?
Одна из основных претензий местных жителей — непрозрачный отбор. На сайте заведений до сих пор не вывесили список с фамилиями тех, кому посчастливилось пройти в первый класс, жалуются родители. Поэтому они не особо верят в то, что отбор был честным, и планируют проверять списки через прокуратуру.
Как отметила юрист Кристина Елизарьева, школы не обязаны выносить на сайт фамилии зачисленных детей.
Одна из родителей сказала, что в школе № 104 ей заявили, что вся проблема из-за людей, которые незаконно приобретают временные прописки: устраивают детей в школу, а живут при этом совершенно в другом месте. Будут ли их отлавливать, неизвестно.
— Подделка документов — это уголовное дело, если что. У меня надежда только на то, что тот, кто это сделал, сейчас сам пойдет и заберет свои документы. Чтобы для тех, кто имеет законные основания, осталось место, — утверждает одна из родительниц.
При этом во время встречи между родителями не утихает и другой слушок — о коррупции. Подтвердить это, однако, никто не может.
Кроме того, родители «отказников» из школы № 102 утверждают, что места их детей занимают пятиклассники, которым когда-то передали кабинеты, предназначавшиеся для первоклашек. Часть из них приписаны к школе № 17 (она откроется только в этом году). Родители предлагают отправить детей обратно в школу их приписки и отдать освободившиеся кабинеты первоклашкам. В департаменте образования ответили, что насильно отправить учеников в другую школу никто не имеет права. Юрист Кристина Елизарьева, консультирующая родителей по школе № 102, подтвердила, что никаких законодательных рычагов для этого нет.
И что дальше?
Вечером 27 июля после скандальной встречи с родителями вице-губернатор извинилась в своем телеграм-канале за резкие слова и сказала, что в городе создадут группу из числа активных родителей 102-й школы и специалистов мэрии, которые пересмотрят все поданные заявления и попытаются найти выход. Интересно, что уже 2 августа задачи комиссии как будто изменились: если верить телеграм-каналу департамента образования, комиссия займется не пересмотром заявлений, а обустройством детей, получившим отказы, в другие заведения. Многие родители восприняли эту новость как возвращение к тому, с чего всё и начиналось.
Организуют ли комиссию для соседней школы № 104, пока неясно. Тем не менее во время встречи чиновники пообещали, что рассмотрят возможность подвоза и для учеников, приписанных к этой школе.
Как считает юрист Елизарьева, школа № 102 нарушила публичную оферту, изменив количество мест — и это возможное нарушение прав детей. Родители будущих первоклассников понадеялись на изначальное число мест и не стали вовремя определять детей в другие школы, а в итоге оказались ни с чем. Также она усматривает нарушения в том, что детей пытаются направить в школу № 17. Часовая дорога туда и обратно, пусть даже в общественном транспорте, может увеличивать и без того немаленькие физическую и психоэмоциональную нагрузки на организм семилетнего ребенка и отнять у него время на игры, которые положены в этом возрасте. Это идет вразрез с федеральным законом о правах ребенка, полагает юрист.
Родители обеих школ подали заявление в прокуратуру и другие инстанции и сейчас ожидают ответы от ведомств.