От Сенного до Колхозного и обратно
Рынок на месте нынешнего появился еще в 1879-м году, в то время он строился на окраине города (представьте себе!). Екатеринодарцы и станичники торговали в рядах сеном, скотом и соломой — отсюда и его первое название «Сенной». В 1960-е рынок назвали Центральным Колхозным, а позже его переименовали обратно.
Краснодарцы постарше помнят, что в рядах на ЦКР (квартал между Буденного, Калинина, Октябрьской и Кирова) продавали скобяные изделия, сантехнику и хозтовары. Так было вплоть до 2019 года, пока рынок не начали сносить. Основная его часть находится за периметром одноэтажных кирпичных построек, и редко какой горожанин додумается заглянуть за них во двор. А мы посмотрели и удивились — и это если сказать мягко. В самом центре Краснодара, буквально в трех минутах ходьбы от ТРЦ «Галерея», образовалась огромная свалка из строительного и бытового мусора. Посмотрим, как это выглядит.
По улице Октябрьской и Калинина вдоль рынка много пластиковых фасадов и цветастых вывесок — морально они отстают от дизайн-кода Краснодара лет на 15. Зато в этом месте оживленно: как и раньше, тут продолжают стоять мужчины с картонками на груди: «Приму золото», «Сантехнические работы», «Отделка под ключ». А еще здесь играют в шахматы, продают разливной квас и чебуреки, затачивают ключи.
Внутри Сенного рынка далеко не так оживленно. Потому что там в буквальном смысле ничего не осталось:
Удивительно, что в самом центре города находится огромная свалка строительного мусора. В общую кучу свалены бетонные стены от бывших ларьков, картонки, плитка, пакеты, ветки и мебель.
Свалка появилась здесь после того, как в 2019 году мэрия Краснодара решила не продлевать договор аренды с пользователями ларьков и снести их. Общественники предложили построить на месте бывших скобяных рядов большой транспортный узел, на котором пересаживались бы и сами краснодарцы, и жители пригорода после работы.
Чиновники поддержали идею, но сказали, что существует ряд сложностей. Так, например, на площадке есть капитальные объекты, которые мэрия не имеет права сносить. Снос других ларьков продолжался вплоть до лета 2021 года, но с тех пор территорию так и не прибрали. Поэтому сейчас здесь можно наблюдать бетонно-мусорную стабильность:
По периметру пустыря находятся закрытые помещения — неизвестно, пользуются ли ими. Эти здания находятся в частной собственности, поэтому их не снесли.
Будем приспосабливаться
Сейчас в узаконенных постройках продолжают работать магазины, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Сотрудница самого дальнего от входа рассказала журналистке 93.RU, что перед 1 Мая сюда приезжали представители администрации и обещали «почистить» территорию:
— Но как вы сами понимаете, сейчас из-за «военного положения» что-то сложно планировать.
С тех пор, как скобяные ряды снесли, продажи в этой торговой точке сильно уменьшились. Свалка рядом с магазином собеседницам не нравится, но еще больше — постоянно гуляющие тут бездомные люди: «Они каждый день, каждый тут. Шумят, пьют, матерятся».
А вот работница другого оставшегося в живых магазина (он находится поближе к выходу) говорит, что дела в ее магазине не стали идти хуже после сноса. Снесенные ларьки и пустырь ее не смущают.
— Продажи не уменьшились, потому что у нас и так самая дешевая сантехника. Дешевле, чем в «Бауцентре», в несколько раз. Все сантехники ездят к нам.
В магазин сантехники зашел пенсионер, чтобы узнать, сколько стоит аренда в оставшихся зданиях. Он тоже когда-то работал на Сенном и продавал рыбацкие снасти. После того как ларек мужчины снесли, он стал продавать из дома. Но «это не то, заказов очень мало», рассказывает краснодарец, ведь для него это основной доход. Сейчас его знакомый платит около 400 рублей за квадратный метр в месяц. Мужчину устроил бы уголок в 10 квадратных метров — говорит, что продажи снова бы пошли.
А вот владелец магазина электротехники Николай только в плюсе, потому что конкурентов после сноса почти не осталось. Мужчина родом из Кривого Рога, Украина, и в этом месте он торгует уже 20 лет. У него около тысячи постоянных клиентов:
— Место это никто не выкупает, это же инвестор нужен. Старая администрация пообещала и ушла, а новая не при делах, они это не начинали, с них взятки гладки. Тут же много собственников на пятачках, их всё и так устраивает.
Мужчина добавил, что политическая ситуация за последнее время повлияла на стоимость товаров:
— Да, подорожание было, что-то на 20%, что-то на 30%, некоторые позиции вообще исчезли или увеличились в цене на 100%. Но ничего, будем приспосабливаться, будем переходить на Китай.
Всё, что напоминает о скобяных рядах на этом пустыре — разбитые бетонные плиты, между которыми уже прорастает трава.
Сумма неподъемна для города
В конце мая мы направили запрос в администрацию города, где спросили о том, на каком этапе находится реализация транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Также мы узнали, что планируется делать с территорией бывшего рынка и будут ли убирать скопившийся там строительный мусор. В мэрии ответили, что для ТПУ не хватает места: нужен участок площадью 7400 квадратных метров, а освобождено только 3500.
— При этом ввиду расположения существующих капитальных объектов отсутствует место для безопасного разворота и последующего технологического отстоя транспортных средств, а также недостаточно места для устройства проезда между зданиями (расстояние составляет менее 3,5 метра при минимальном нормативе 4 метра).
Как вариант, можно было бы выкупить постройки у владельцев и снести их — тогда бы места хватило. Департамент муниципальной собственности даже проводил расчет в 2021 году, но на тот момент стоимость составила от 1,2 млрд до 1,5 млрд рублей. Такая сумма неподъемна для города. На вопрос же о том, когда территорию очистят от мусора, в мэрии ничего не ответили.
Репортаж из второй части Сенного рынка, которая находится под куполом, читайте в нашем следующем материале.