В 2019 году блогер Илья Варламов назвал эти места «возможно, худшим районом России». Спустя два года здесь мало что изменилось. Грязь, самострои, человеческие муравейники и мусор. Журналист 93.RU побывал на месте градостроительного преступления и своими глазами посмотрел на то, как живут здесь люди.
Музыкальный микрорайон стал застраиваться в конце 2000-х годов и сегодня справедливо считается одним из самых многострадальных районов Краснодара. Здесь постоянно горят трансформаторы, забивается канализация, а после каждого проливного дождя окрестности напоминают Венецию. Значительная часть из трехсот домов, построенных здесь, построены с нарушениями, а некоторые и вовсе до сих пор официально не сданы в эксплуатацию. Большая часть собственников здесь не живет, а сдает свои квартиры в аренду. Тем не менее сегодня, по разным оценкам, здесь проживают от 30 до 70 тысяч человек — население целого небольшого города.
Что же так привлекает людей? Низкие цены!
Согласно объявлениям, преимуществами района являются удобные транспортные развязки, развитая социальная инфраструктура, огромный выбор жилья и приемлемая арендная плата. Так, согласно одному популярному сайту объявлений, снять 1-комнатную квартиру здесь можно за 9–13 тысяч рублей.
Не очень понятно, о какой инфраструктуре идет речь. С дорогами, тротуарами и зелеными зонами здесь большие проблемы. Школ и детских садов здесь не хватает, зато такого количества точек с разливным пивом на квадратный метр территории, кажется, нет нигде в Краснодаре.
— Ну а что еще тут делать? — задает риторический вопрос небритый мужчина с авоськой в руках и в шлепанцах на босу ногу и заходит внутрь одной из «наливаек».
Что пишут риелторы?
Эту часть Краснодара отличает массовая застройка малоэтажных кирпичных домов. Микрорайон находится недалеко от центра города и трамвайной ветки. Стоимость аренды и коммунальных услуг здесь и правда намного ниже, чем в остальных районах.
«Рядом остановка общественного транспорта, есть гипермаркеты, аптеки, рынок, кафе, в доме расположен тренажерный зал. До улицы Российской — 15 минут. Сдам только славянам без маленьких детей и любых животных», — гласит одно из объявлений.
Цены в этих краях, правда, очень демократичные. 30-метровую «однушку» на улице Мусоргского можно взять за 1 миллион 250 тысяч рублей. Реклама на сайте обещает полноценную квартиру, «не студию». Информация из объявления обнадеживает — дом узаконен, в настоящее время готовится к подключению коммуникаций. «Таких цен в городе больше не встретите».
Местным жителям нравится жить в Музыкальном, на мелкие недостатки они давно закрыли глаза.
— А район здесь тихий, никто не нападает, всё хорошо, но два убийства в том году было. Вот тут прям недалеко стоял микроавтобус брошенный, и в нем кладки делали. И получилось так, что жил там приезжий и его зарезали. И второй раз, когда таксист привез мужчину к нашему дому, уже готового — человек почти умер. Скорую вызвали и милицию. Все люди посбегались. Опасненько, но ходим, Бог миловал, — объясняет баба Катя. Несколько лет назад женщина переехала сюда из Тихорецка, но о заслуженном отдыхе пока только мечтает.
В яму не попасть
— У меня пенсия десять тысяч. Три за квартиру, три за лекарство, что остается? Вот в магазине подрабатываю. А так бы я не выжила. Живу здесь третий год. Сначала внук переехал, правнучка родилась, потом внучка, потом дочка. А я ж там одна осталась, решила переехать, жалею теперь. Там дома и парки, зелень, люди намного лучше, не то что здесь. Здесь же одни приезжие. Три года назад в местных магазинах у продавцов была зарплата 30 тысяч, а сейчас 20 тысяч. Это Москва такое натворила.
Баба Катя подрабатывает в овощном магазине и ежедневно видит, как сотни автомобилей проезжают по огромной луже мимо торговой точки.
— Бедные машины, теряют даже колеса. Микрорайон-то хороший, но вот с дорогами беда. Сделали бы трошечки шире да забетонировали бы. А то сложно на машине, особенно ночью. Кто не местный ночью приезжает, сложно в яму не попасть.
Одна из главных проблем, по мнению пенсионерки, это мусорная площадка, к которой не подобраться из-за луж.
— Отсюда не дойдешь и оттуда не дойдешь. Как можно? Надо же забетонировать, чтобы человек подошел и мусор выкинул. И как обходить? Тут машины, и боишься, что собьют. А лужа эта не высыхает, не успевает. И до мусорки не дойдешь. А у нас хоть лужа не вонючая, а на соседней улице фекальная лужа — вонь такая, что дышать нечем.
А еще бабу Катю беспокоит поле напротив дома:
— Хорошо, что загородили, а то там бомжи спали. И что там только ни делали. Но подождите, сейчас пойдет амброзия, это будет что-то. А у моей дочки аллергия такая, что окна нельзя открыть.
Гетто и гетто
Кого ни спроси, главной проблемой Музыкального местные жители называют дороги. Вернее, их отсутствие. Дорог нет, но жители верят, что они появятся.
— Обещали, приезжал даже губернатор Кондратьев, сказал, что тут у нас гетто, надо это менять, — рассказывает житель улицы Есенина Пётр. Три года назад он переехал сюда из станицы Каневской. — Ну гетто и гетто, только после этого ничего не поменялось. Как были эти лужи и ямы, так никто и не ремонтирует. Сначала говорили, что это частная территория, а лужи не пересыхают, ну практически. Болото присутствует постоянно. Да, обещают сделать, заасфальтировать, но когда это случится, верится с трудом. Как были там ямы, так оно всё и осталось.
— Два раза рессору ломали в этих ямах, — жалуется водитель мусороуборочной машины Андрей. В Краснодарский край он переехал из Москвы, но таких ям, кажется, не видел нигде. Даже в Динском районе, где он живет сейчас, дороги значительно лучше. Бездорожье нередко становится причиной поломок рабочего автомобиля, но начальство к такого рода проблемам относится с пониманием.
— Они знают, где мы работаем, — в Российском, в Музыкальном. Поэтому сильно не ругаются.
Не знали, куда переезжаем
Большая часть населения Музыкального микрорайона — это приезжие. Каждый первый из тех, кто встретился на улице, оказался гостем Кубани.
Юлия переехала из Ульяновска еще шесть лет назад. Ее с семьей тянуло на юг, о том, где придется жить, она даже не задумывалась.
— Вообще не знали, куда переезжаем, через риелтора квартиру брали. Сколько было у нас на тот момент, за столько и взяли. Двухкомнатную квартиру на пятом этаже купили за полтора миллиона. Ну и ждали мы ее два с половиной года.
Основной проблемой Юлия считает отсутствие нормальных дорог, недостаточное озеленение и нехватку социальных объектов.
— Магазинов хватает. Нет садов, нет школы. Обещают, но уже лет десять обещают.
Основные проблемы связаны с дорогами. С озеленением проблемы, а так, в принципе, всё есть.
Женщина не согласна, с тем, что Музыкальный называют бесперспективным гетто.
— Я бы не сказала, что это один из худших районов. Лет десять назад здесь действительно ничего не было. Один 62-й только ходил. А сейчас нет, в любую точку города можно уехать. Проблема только в школе и детском саду, нет инфры. Да, таксисты сюда не всегда хотят приезжать из-за дорог, но куда им деться? Есть такое, из-за дорог. Если дожди прошли, то болота здесь стоят, ямы везде. Боязно сюда ехать. Свет выключают. Не очень часто, но в этом году уже несколько раз было.
А так всё хорошо
Одна из проблем Музыкального это проблема с энергообеспечением. Электричества здесь не хватает, и нередко из-за этого случаются пожары. Так, в сентябре 2020 года в семиэтажном доме на Российской, 267/6 случился крупный пожар из-за перегрева электропроводки. В результате пожар распространился на огромной территории — полностью выгорели 54 квартиры на верхних этажах дома.
— Верхний этаж весь сняли. Ремонт давно сделали, верхний этаж отремонтировали, компенсации пострадавшим выплатили. Вале со второго этажа всё сделали, — рассказывает жительница дома Фатима Курбанова. Несколько лет назад она приехала в Краснодар из Ставрополя и сегодня называет себя коренной жительницей Музыкального. На вопрос о том, какая главная проблема для местных жителей, она отвечает не задумываясь:
— Жалоба у нас одна — продукты дорожают, а пенсия не растет. А так всё хорошо.