Киноманы готовы были заплатить любую цену, только бы увидеть «Сталинград» своими глазами.
Еще до входа в зал с самым большим в России экраном зрители успели окунуться в военную атмосферу, отведав полевой кухни под марш оркестра, которую специально для гостей предпремьеры организовала сеть кинотеатров «Монитор». Кто-то фотографировался с инсталляцией старых предметов, как у главной героини фильма, чтобы получить фотографию на память, кто-то общался с ветеранами, но большинство уже толпилось возле входа в зал. Очередь была такой, что можно было снять еще какой-нибудь фильм с массовкой более полтысячи человек. Именно столько краснодарцев пришло на «Сталинград» за день до его всероссийского старта.
Почерк Федора Бондарчука почувствовался с первых кадров. Когда «новое кино о войне» и начинается по-новому: картина разворачивается как рассказ русского спасателя, успокаивающего немецкую молодежь, попавшую под обломки при взрыве на Фукусиме. Зритель погружается в военные 40-ые не резко, он как будто смотрит репортаж с места событий крупнейшей трагедии 21 века. И это неспроста. С первых минут режиссер пытается донести до зрителя главную идею фильма - сделать ближе и понятнее зрителю эпос, не вдаваясь в столь традиционные для всех военных фильмов исторический хронометраж, географически выверенные сражения с центром внимания на заслуженных ветеранах ВОВ.
Одно из самых кровопролитных сражений второй мировой войны показано на судьбе одного дома и истории одной личности, которую она прожила в этом доме. Легендарный дом Павловых выступил прообразом Сталинграда, города-героя, в котором, собственно, и разворачивались военные действия в 1942г. Он был единственным объектом, который не захватили немецкие войска. 5-ти лучшим разведчикам ценой жизни своих товарищей удалось штурмовать его и закрепить оборону. Им дан приказ удержать стены любой ценой, ведь они защищали путь к Волге, куда вражеские войска не должны были проникнуть. Но каково было удивление бойцов, когда кроме патронов и винтовок они находят в доме молодую Катю, которую так хорошо сыграла Мария Смольникова. 19-летняя, она была готова идти в бой с немцами в любую минуту и ни за что не хотела покидать родных комнат, в которых родилась, выросла и похоронила всех своих родных, убитых войной. Хрупкая и нежная, но в тоже время смелая и уверенная. Естественно, все бойцы с первого взгляда полюбили девушку. Для них ее дом стал собственным прибежищем, а сама Катя символом Родины, которую они готовы защищать ценой своей жизни.
Сразу хочется уточнить, что солдаты вовсе не предстают сказочно сильными голливудскими патриотами. Поставленные в нечеловеческие условия, голода, холода и страха, они пытаются выжить, не став при этом животными. Об этом говорит, например, эпизод Катиного дня рождения, когда ребята подарили ей подобие торта и ванну горячей воды. Или забота немецкого офицера Кана, который носит провизию русской девушке Маше. Светловолосая красавица была так похожа на его возлюбленную, что язык и национальность не стали преградой в любви. Она стала его стимулом, его Родиной. Поэтому с этой парой режиссер связал вторую главную идею картины, которая заключается в том, что горе, страх и чувства не имеют национальности. Находясь между жизнью и смертью, девушка выбрала немецкого офицера, полюбившего ее.
Однако романтичность ленты не отменяет ее масштабность. Фильм номинируется на премию «Оскар» не только по причине качественной сюжетной канвы. Надо сказать, что лента в 3D на все 100% процентов оправдывает свой бюджет - ни много ни мало 4 млн. $. Съемки производились на оригинальном оборудовании, предоставленном голливудской компанией 3ALITY digital. Боле 230 планов снято с помощью компьютерной графики. Например, поражающий впечатление полет с падением возле дома немецкого бомбардировщика, которого сбивают советские бойцы. Невозможно не сказать, как сильно поразили горящие красноармейцы. С жаждой победы они, обугленные, мчались в бой за Родину. Такого количества горящих людей в кадре зрители еще не видели за всю историю российского кинематографа. А когда летел пепел, зрители порой инстинктивно отмахивались руками. Но что говорить, определенно, нужно самим окунуться в военную атмосферу и увидеть эффекты 3D своими глазами. Вот что говорят те, кому непонаслышке известно, что там происходило тогда.
- Фильм словно вернул меня в то нелегкое время. Показанное на экране - действительно страшно и оно на самом деле было. Самое главное, чтобы молодежь придерживалась тех же ценностей, идеалов, что и их деды и прадеды. Чтоб ценила то, что эти герои сделали ради их спокойной жизни, - со слезами на глазах говорит 82-летний Иван Антонович Иваницкий. Сам он не принимал непосредственного участия в боевых действиях Сталинграда, но в той войне потерял 2-х братьев и отца. Сам же стоял на линии фронта в 180 км. от него и на случай прорыва немцами был готов сражаться за родную землю и свою семью.
Текст и фото: Наталья ФОКИНА