Летательному аппарату конструктора Виктора Дмитриева нужна "взлетка" длиной всего 30 метров и 9 литров бензина на 100 км. Настоящий "аэромопед", да и только
«Летающим мопедом» с легкой руки армавирских телевизионщиков окрестили летательный аппарат Виктора Дмитриева, конструктора местного аэроклуба. Авиастроением Виктор занят почти всю взрослую жизнь, хотел стать летчиком, но мечта не осуществилась, зато нашла свое выражение в любимом деле.
Дмитриев создал около трех десятков летательных аппаратов, и часть из них оказалась не просто приемлемой по летным качествам, но и вызвала большой интерес специалистов.
К примеру, одно из самых удачных детищ Дмитриева самолет Х-12 h в 2010 году получил золотую медаль на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий. Эта же модель была представлена Армавирским аэроклубом на международном авиационно-космическом салоне — МАКСе-2013 в нынешнем сентябре.
Разработчики утверждают, что Х-12 h - самый маленький самолет в мире. Его сухой вес 54 килограмма, при этом он может нести на себе 200 кг, это в два с половиной раза больше его веса. Длина разбега и пробега «авиационного муравья» - всего 30 метров. На сборку уходит порядка 15 минут. При этом, «летающий мопед» может подниматься на высоту 3 километра и развить скорость до 200 километров в час.
На МАКСе-2013 от авиаконструктов, летчиков-испытателей, представителей моторо- и авиастроительных компаний и ученых самолет получил множество положительных отзывов. Более того, сейчас решается вопрос о возможности запуска его в промышленное производство.
Как рассказал сайту НГС.Краснодар директор Армавирского аэроклуба Роман Рамазанов, в ноябре из Рязани доставят в Армавир новый уникальный двигатель, с которым, если его характеристики подтвердятся, самолет можно будет запускать в серию. Мы задали Роману Ильясовичу несколько вопросов о полетных качествах «кубанского аэромопеда» и о том, что может означать для России его изобретение.
- Роман Ильясович, что за двигатель вы собираетесь установить на Х-12 h и в чем его уникальность?
- Это бесшатунный двигатель, разработку которого начинал еще в 1947 году профессор, генерал-майор авиации, Сергей Баландин. Из-за того, что на движения шатуна не расходуется дополнительная энергия (а это порядка 35-38%), КПД этого двигателя составляет до 95%. Это уникальная разработка, при весе 26 килограммов и габаритах 30 на 45 см он выдает мощность 150 лошадиных сил. Столькок же, сколько, к примеру, мотор, установленный на ЗИЛ-130. Соединение двух инновационных технологий: нашей конструкции самолета и двигателя воронежских разработчиков, позволит создать новый тип летающих устройств — легких, надежных и доступных среднему классу.
- Когда вы планируете начать выпуск своих «Аэромопедов»?
- Первую небольшую партию, если испытания с новым двигателем пройдут успешно, хотим выпустить уже весной 2014 года.
- Что фактически означает появление таких летательных аппаратов?
- Наш самолет можно посадить на любую ровную поверхность, даже в чистом поле, если там нет больших кочек. При длине взлетной полосы 30 метров взлететь или сесть на нем можно на свой собственный огород или дачный участок. Потребление бензина на таком аппарате — 9 литров на 100 километров. Крейсерская скорость — 200 км/ч. В ряде случаев — это реальная замена автомобилю, тем более, что по цене, как мы предполагаем, один самолет будет стоить 400-500 тысяч рублей — как стоит, к примеру, «Киа-Рио». Российским законодательством для частных лиц сегодня разрешено использование воздушного пространства для индивидуальных перелетов на высоте до 300 метров. В сельской местности и там, где людей мало, эта планка еще выше. Для нашего самолета такая высота — более чем достаточна. При этом на такие самолеты не нужет паспорт технического средства, не нужно получать права и т. д. То есть, законодательная база также абсолютно не мешает развитию частного воздухоплавания.
- Воздух для большинства, это что-то страшное — можно ведь рухнуть вниз...
- Мы при разработке главный акцент делали именно на безопасность. Если что-то случилось, например, отказал двигатель, пилоту достаточно пересечти педаль и рычаг управления в нейтральное положение и самолет начинает плавно снижаться со скоростью 2,5 метра в секунду — до полной посадки. Для безопасности пилота предусмотрено три «контура безопасности» - специальная яйцевидная форма корпуса, которая гасит воздействие при соприкосновении с землей, поперечная переборка и дуга безопасности под сидением. То есть, в случае ЧП в воздухе самолет просто сядет на землю и все.
- Есть ли какие-то ограничения при управлении?
Пожалуй, единственное ограничение, как и для всех летательных аппаратов, это боковой ветер при взлете — максимум 6-7 м/с. Но если он есть, то можно просто развернуть самолет и взлететь против ветра. Кстати, необходимая видимость при взлете — всего 100 метров.Тогда как для пассажирских самолетов — порядка 1,5 километра.
Конечно, понятно, что даже если завтра такие летательные аппараты появятся у нас в крае, над городом на них не полетаешь. Да и на море, к примеру, тоже так просто, минуя городские пробки, не выберешься. Нужна еще, как минимум, кое-какая инфраструктура для взлета-посадки. Однако в тех же горных кемпингах, на курортах выделить квадрат крунтового покрытия со стороной в 30 метров — вполне посильное дело. Не трудно представить в будущем и создание авиапарковок рядом с городами, где часть площади отведена для посадки, а часть — для стоянки самолетов.
В общем, вполне возможно, что Роман Рамазанов прав, и сегодня мы действительно стоим на пороге массового освоения воздуха не профессионалами или любителями, а обычными людьми. Как когда-то Генри Форд, создав свою легендарную машину, пересадил человечество с лошади за баранку, так и теперь мы вот-вот можем перейти за штурвал самолета.
Если это так - есть все шансы, что решающий шаг человечества в небо будет сделан с кубанской земли.