Бессменный худрук самого смешного киножурнала приехал в Краснодар и показал мальчишкам и девчонкам свежие выпуски «Ералаша». Творческая встреча режиссера с юными зрителями прошла в рамках фестиваля кинокомедий «Улыбнись, Россия!». Пока ребята смотрели новые эпизоды, Борис Грачевский рассказал 93.ru, как дети попадают в киножурнал, как изменится «Ералаш» и почему режиссер вдруг начал петь.
– Борис Юрьевич, сравните, когда на кастинги в «Ералаш» больше вели детей – 10 лет назад или сейчас?
– Да всегда вели одинаково, но дело в другом – давно еще, когда начинали тележурнал, мы сами ходили по школам, искали детей, проводили отбор, записывали их. Сейчас мы работаем по другой системе – у нас есть актерское агентство «Ералаш», которое и занимается непосредственно проведением кастингов и подбирает детей для программы.
– Присматриваете ли вы юных актеров в других городах, кроме Москвы?
– К сожалению, наше агентство работает только в Москве. Ездить по другим городам мы не можем – это и технически, и финансово сложно. Да и не все родители могут себе позволить привезти-увезти ребенка в столицу на съемки. Обидно, конечно, ведь талантливые дети есть везде. Сейчас мы работаем над тем, чтобы попробовать открыть театральные студии в нескольких городах, возможно, одна из них появится и в Краснодаре. А вообще, в Анапе в детском лагере «Смена» уже несколько лет работает придуманный мною проект «Остров детства «Ералаш». Ребята со всей страны отдыхают на море и буквально живут в «Ералаше» – придумывают сценки, снимают фильмы, сами выступают как актеры.
– Вы следите за дальнейшей карьерой «ералашевцев»? Помогаете как-то развить карьеру?
– Конечно, с некоторыми ребятами мы поддерживаем связь, видимся иногда. Вот, например, сейчас выходит фильм «Бабло», в нем одну из ролей сыграл Владимир Сычев, мальчишка из известного ералашевского сюжета «Бразильская система». В «Пяти невестах» снялся Александр Лойе. Правда, мы с ним не в лучших отношениях расстались – он был дисквалифицирован из «Ералаша» за свое звездное поведение. Редко, но иногда видимся с Натальей Ионовой «Глюкозой», Владом Топаловым, Сергеем Лазаревым, Юлией Волковой, которые тоже выросли в «Ералаше». Из восходящих звезд-актеров можно отметить Сашу Головина и Мишу Козырева.
– Сюжеты «Ералаша» бывают основаны на реальных событиях из вашей жизни?
– Очень редко. Помню, одну историю для сюжета я взял из своего детства. В электричках, перед тем как закрывается дверь, издается такой шипящий звук – это спускается давление, чтобы створки сходились плавно и никого не придавило. Все знали, что такой звук появляется перед отправлением. Так вот, мы с друзьями любили за пять-семь минут стоять у дверей и шипеть. Забавно было наблюдать за людьми, резко бросавшимися к вагону. Эту историю я взял в один из сюжетов, где главные герои разыгрывают подобным образом мужчину.
– Как думаете, почему у «Ералаша» уже несколько десятилетий нет телепроектов-конкурентов? в такой стилистике больше никто ничего не делает?
– Дело в том, что сейчас в сюжетах современных программ нет драматургии, нет истории, одна реприза. А мне нужна маленькая история, чтобы рассказать о герое, о том, как он попал в ту или иную ситуацию. Сейчас весь юмор заканчивается на том, что выскочил на сцену, пошутил и все, а нам важны характеры наших персонажей.
– Что в киножурнале может поменяться через несколько лет?
– «Ералаш» и так постоянно меняется, ведь меняются дети, наша с вами жизнь. Сложнее становится мультипликация, сюжеты. Я думаю, что нам главное научиться всему тому, что умеют наши дети, ведь они технически очень продвинуты. Их уже не удивишь какой-нибудь старинной игрой, это уже неинтересно – они через Интернет играют со своими сверстниками по всему миру. Нам важно понять сегодняшнего ребенка, его душу, темп жизни, и адаптироваться ко всему этому.
– Вы сами как зритель смотрите «Ералаш» по телевизору?
– Я каждый эпизод наизусть знаю, но когда случайно попадаю на киножурнал по телевизору, всегда досматриваю.
– Вы сняли полнометражный фильм «Крыша». Есть ли планы на другие картины?
– Есть, конечно, я уже написал сценарий, сейчас ищу деньги, чтобы снять фильм. Он совершенно не детский, в нем пронзительная история о поздней любви известного композитора к молодой девушке. Это будет такая мелодрама с комедийными элементами.
– Вы безоговорочно любите детей или бывает, что они вас раздражают?
– Конечно, нельзя сказать, что я все время сижу и умиляюсь как кот Леопольд. Дети ведь разные бывают. Вообще, я всегда говорю – уважайте интересы своего ребенка, интересуйтесь тем, чем он интересуется, но при этом не давайте ребенку запрыгнуть к вам на шею.
– Ваша жена работает с вами в «Ералаше». Комфортно ли вам работать вместе?
– Она выполняет свои функции, а я свои, потому никто никому не мешает. А вообще, моя жена была у меня ассистентом еще на съемках «Крыши», тогда мы и сработались. Иногда она мне помогает решить вопросы относительно актеров. Вот недавно режиссер мне предлагал пару ребят для сюжета, а мне как-то было не комфортно, они не подходили к ролям, но и придумать, как изменить эту ситуацию, я тоже не мог. Хотел уже других искать, но Аня сказала, что актеров нужно поменять местами и все стало идеально, ребята стали отлично играть свои роли.
– Как вы отдыхаете, есть ли время на какие-то увлечения?
– Когда-то я безумно любил рыбалку и бильярд – две страсти у меня было. Но сейчас как-то вяло с этим, да и времени нет, ритм работы сумасшедший. Сегодня для меня отдых – это теплая страна, пляж, море, книги и фильмы.
– Чем бы вы могли заниматься кроме кинобизнеса?
– А я бы, наверное, и не жил. Я с 18 лет в кино и в другой области себя просто не представляю. Уже больше 37 лет я занимаюсь «Ералашем», и меня иногда спрашивают, не надоело ли мне? Но это не может надоесть, всегда придумывается что-то новое, и так бесконечно.
– Вы начали петь, а есть ли еще скрытые таланты – может, картины пишите?
– Нет, я и петь-то случайно начал. Попросили на фестивале, спел, сказали, что хорошо получилось, ну и завертелось. Вот даже недавно диск выпустил, а еще начал детские песни петь. Но это все так, развлечение.
– Могли бы вы оставить Россию и жить за границей?
– Никогда. Мне интересен весь мир, я готов круглые сутки мотаться, но я все равно вернусь – ведь это моя страна, эта та литература, которую я знаю, это люди, это мой родной язык, на котором я могу изъясняться. Я себя чувствую идиотом, когда говорю на английском в чужой стране. Конечно, я объясню, что мне нужно, получу нужную информацию, но я не могу также витиевато разговаривать, шутить. Я люблю нашу страну при всех ее недостатках и достоинствах.