В рамках рубрики «Персона недели» 93.ru открывает проект «Наши в Думе», где расскажет посетителям портала о депутатах, представляющих Краснодарский край в российском парламенте. Первым слово предоставляется одному из самых деятельных и известных законодателей, члену комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Обухову.
– Сергей Павлович, в аппарате отечественного парламента Вы работаете с 1990 года. До сих пор не умолкают споры есть ли в России реальный парламентаризм. Был ли за последнее двадцатилетие период, когда Дума действительно представляла собой полноценную законодательную власть, способную влиять на руководство страны?
– Начиная с «Великой Хартии вольностей» 1215 года, английской и французской революций, парламент собирался для контроля за монархией, то есть создавалось народное представительство, теснящее исполнительную власть. В основе парламентской деятельности изначально лежало не разделение властей, не законодательство, а контроль за исполнительной властью или монархом.
Можем ли мы сегодня говорить, что Дума, Законодательное собрание, районный совет могут жестко контролировать всех чиновников от глав районов до президента. Честный ответ – нет! Лишь в определенной мере, зачастую декоративно.
За минувшие 20 лет было только два периода, в которые парламент являлся реальной силой, обеспечивавшей контроль народа за исполнительной властью. Это было в 1990-1993 годы, когда в стране, по сути, была парламентская республика. Тогда Верховный Совет, съезд мог рассмотреть любой вопрос и отправить в отставку любого чиновника, включая президента. Это очень не нравилось Ельцину с Гайдаром. Как помните, противостояние закончилось в октябре 1993 года расстрелом парламента и Конституции.
И второй раз сразу же после дефолта 1998 года, когда всевластный по новой Конституции Ельцин ушел в сторону «зализывать раны», мол, вытаскивайте страну из кризиса как хотите. Тогда было образовано коалиционное правительство Примакова-Маслюкова, с участием коммунистов. Министры не гнушались бегать в Думу, ключевые вопросы согласовывались с народными избранниками. Как результат – страну удалось оттащить от края дефолтной пропасти. Такое положение во взаимоотношениях парламента и правительства просуществовало до прихода Путина.
ФИО: Сергей Павлович Обухов
Возраст: 52 года
Должность: депутат Государственной Думы от Краснодарского края (фракция КПРФ), член комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, секретарь ЦК КПРФ. Работал в аппарате Президиума Верховного Совета РСФСР, где занимался созданием государственной службы по связям со СМИ. До октября 1993 года – помощник Председателя Конституционного Суда, начальник службы по взаимодействию со СМИ. До избрания депутатом на журналисткой работе и в аппарате фракции КПРФ в Госдуме.
Научная деятельность: доктор политических наук, заместитель директора Центра исследований политической культуры России. Специалист в области общественно-политических процессов и кризисных ситуаций в странах Восточной, Центральной Европы и России. Автор и соавтор 10 монографий и брошюр, лауреат премии Союза журналистов России.
Семейное положение: женат, имеет троих дочерей, двух внучек.
– Выходит, правительство обращается к депутатам только в самые тяжелые моменты?
– В которые теряет свою легитимность. Мне кажется, многое говорит за то, что сейчас приближается именно такой момент. Бесконтрольность чиновничества и тупиковость выбранного властью либерального пути становятся все более очевидными. Правительство нуждается в новых идеях, но отказаться от движения по старой ельцинской колее не может. Отсюда шараханья. Например, проводя прозападный курс, пытается активно заимствовать инициативы оппозиции. Не успеем высказать критику или провести митинг по конкретным вопросам, как их требования берут на вооружение выдавая за свои. Только завершился пленум ЦК КПРФ по проблемам образования, на котором требовали поднятия зарплаты учителям на 30%, как Путин заявил: мы согласны провести перераспределение – часть расходов на материально-техническое оснащение школ возьмет на себя Центр, а регионы пусть за счет сэкономленного повышают зарплаты.
Я внес законопроект о введении в российское законодательство понятия «незаконное обогащение», что требует от нашей страны Конвенция ООН о противодействии коррупции. Надо только ратифицировать статью 20 Конвенции и чиновники будут обязаны отчитываться не только о доходах, но и о расходах, доказывать прокуратуре, откуда у них такие виллы, машины, акции. Путин чуть позже объявил, что тоже будет настаивать на введении деклараций о расходах для чиновников. Но чтобы их рассмотрение имело смысл, введите понятие «незаконное обогащение», когда расходы чиновника превышают задекларированные доходы.
Вот и выходит, что инициативы коммунистов подхватываются, но выхолащиваются. Пример с тем же повышением зарплат для учителей. Мы требовали, чтобы эту обязанность взял на себя федеральный центр. Путин перекладывает обязанность по росту зарплаты на региональные бюджеты, большинство из которых и так дотационные.
– В 2010 году Вы выступили с проектом закона о моратории на переименование субъектов, городов и других населенных пунктов Российской Федерации. Не первый год краевая администрация, в том числе губернатор, выступают за возвращение Краснодару первоначального названия. Но буквально на днях Ткачев предложил не торопиться с переименованием в Екатеринодар ...
– Мой законопроект против переименования Краснодара в Екатеринодар через Думу не прошел, так как депутаты от «Единой России», среди них и представители Кубани, его не поддержали. Но связываю недавнее выступление губернатора, в том числе, с активной деятельностью оппозиции, отражающей в этом вопросе настроения большинства краснодарцев. Власть сегодня вынуждена прислушиваться к мнению депутатов и рядовых жителей, потому что чувствует себя неуверенно, теряет авторитет.
– В феврале первому президенту России Борису Ельцину исполнилось бы 80 лет. Вы могли вблизи наблюдать этого политика. Каким запомнился Борис Николаевич?
– Сначала, как член высшего руководства КПСС, Ельцин представлялся, скажем так, борцом против недостатков внутри партии. Тогда его можно было понять. Ельцин воспринимался на партийных форумах как тот, кто режет правду-матку, говорит ярко, эффектно. Но увидев, что перебирает, стал просить у Всесоюзной партконференции прощения и реабилитации. Затем по роду деятельности в Верховном Совете РСФСР я наблюдал вблизи Бориса Николаевича и увидел, что им движет абсолютная жажда личной власти. Ради популярности он всем говорил и обещал только приятные вещи: шахтерам – одно, предпринимателям – другое, русским националистам – третье, президенту Всемирного еврейского конгресса Бронфману – четвертое.
Довелось быть в гуще событий в октябре 1993 года (тогда работал помощником председателя Конституционного суда Зорькина). До сих пор уверен, что кровопролития сентября-октября 1993 года можно было избежать. Накануне кровавых событий, у премьер-министра Черномырдина с участием представителей Конституционного суда прошло совещание, на котором под давлением неформального Совета Федерации из числа глав регионов Ельцин согласился на досрочные одновременные перевыборы Верховного Совета и президента 12 декабря 1993 года. Это был своеобразный «нулевой вариант» и он развязывал узел противоречий. Об этом даже успели один раз, 4 октября, объявить по радио. Но тут произошла известная провокация с расстрелом демонстрантов, прорвавшихся через Крымский мост к Белому Дому. Дальше деблокирование осажденного парламента, бои за гостиницу «Мир», поход на Останкино и выстрелы по гражданам из телецентра… Используя этот повод, Ельцин вводил танки в Москву, а Гайдар призывал «добить гадину» – защитников Конституции. Документы парламентской Комиссии и многочисленных правоохранительных органов не отвечают на то, кто виноват в той расстрельной провокации, сорвавшей урегулирование кризиса. Под видом амнистии все дела были прикрыты. Одно лишь бесспорно доказано: в телах убитых нет ни одной пули, выпущенной из оружия, которое было в руках защитников Конституции.
– А если вспомнить личные качества Бориса Николаевича?
– Как говорится, о мертвых или хорошо, или ничего. Но политической оценки заслуживает любой государственный деятель. Борис Николаевич был частью тогдашнего властного тандема Горбачев-Ельцин и всеми доступными средствами боролся за доминирование, как бы сейчас сказали, в дуумвирате. Иногда в шутку можно слышать утверждение, что если бы Ельцина избрали генеральным секретарем ЦК КПСС вместо Горбачева, СССР был бы сохранен. Не думаю. Все-таки Ельцин по своей политической природе разрушитель.
– Если бы в тандеме победил Горбачев?
– Тот и другой беда для России. Напомню, что Ельцина избрали Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 году лишь потому, что Михаил Сергеевич перед отлетом в очередной зарубежный вояж, кажется, в Канаду, решил ускорить процедуру избрания спикера нового российского парламента. Приехал в гостиницу «Россия», где остановились депутаты, и стал уговаривать партийно-хозяйственный актив голосовать против Ельцина, за экс-министра МВД и председателя Правительства РСФСР Александра Власова, фигуру не очень удачную. Кстати, с точки зрения поддержки депутатов, вновь избранный первый секретарь ЦК Компартии РСФСР, а до этого первый секретарь Краснодарского крайкома Иван Полозков имел намного больше шансов победить Ельцина. В итоги горбачевской «давиловки» у части колеблющихся депутатов родилось настроение: «давай назло Мишке проголосуем за Борьку!». Вот какое уже было неприятие Горбачева. И с перевесом в четыре голоса Председателем Верховного Совета РСФСР стал Борис Ельцин. Это к слову о значении каждого голоса и поступка в политике.
– На днях вы провели большой отчет перед избирателями Краснодара. В целом, в 2010 году, Вы многократно встречались с кубанцами, 36 раз выступали на заседаниях Думы, инициировали семь законопроектов, направили 766 депутатских запросов. Какая деятельность для современного парламентария важнее – встречи с населением или законодательные инициативы?
– Одного не бывает без другого. Если не ездишь по региону и не встречаешься с жителями, ты плохой законодатель. И наоборот, если только пишешь законы, а не чувствуешь настроений людей, то плохой народный представитель. Поэтому стараюсь активно выдвигать законодательные инициативы, поручения-запросы правительству и максимально оперативно реагировать на обращения избирателей. С недавнего времени работа в Государственной Думе организована следующим образом: две недели депутат участвует в заседаниях, а две недели в регионе или занимается комитетскими поручениями. Руководство парламента, наконец, начало одновременно бороться за укрепление обратной связи депутатов с избирателями и за посещаемостью заседаний. А то, как не придешь в зал на пленарку, из 315 представителей «Единой России» на месте сидит от силы полусотня человек.
– Вы активно выступаете за строительство в Краснодаре метро…
– Точнее сказать так: первым из политиков и депутатов Госдумы поддержал инициативную группу по строительству краснодарского метро. Направил несколько запросов главе города, губернатору, в правительство, но пока получил отрицательные ответы. Мол, недостаточная нагрузка будет на метрополитен с точки зрения пассажиропотока. Но на днях Ткачев заявил, что проблемой строительства метро нужно заниматься.
Для краевой столицы вопрос строительства метро более чем актуален. При сегодняшней нагрузке на центральные улицы, территориальной разбросанности Краснодара, отсутствии полноценной сети выносных магистралей это единственное спасение для транспортной системы. Есть опыт Ростова-на-Дону, где начата реализация проекта строительства подземки. А мы чем хуже? Уважаемые краевые власти, если Вы уж отняли у Ростова игорную зону, проявив недюжинные лоббистские способности, то проявите их и в вопросе строительства метро в Краснодаре. В этом КПРФ Вас поддержит!
– Кстати, где вы предпочитаете отдыхать: на черноморских курортах или заграницей?
– Может, и Вы будете смеяться, отпуск провожу в Сочи. Коллеги-депутаты из правящей партии даже подшучивают по этому поводу, мол, «в Тулу, со своим самоваром…». Инфраструктура и сервис краснодарских курортов, конечно, оставляют желать лучшего. Но у современной России это единственные несколько сот километров теплого моря и пляжей. Внимание к ним должно быть общефедеральным. Конечно, интенсивное сочинское олимпийское строительство не улучшает ситуации. На месте, совмещая отдых с работой, можно заняться острыми социальными ситуациями, что сопровождают олимпийский проект, разрушая и коверкая судьбы людей. Пару дней отсыпаюсь в номере, потом принимаю ходоков с жалобами на местные власти и строителей...
– В декабре завершится срок полномочий губернатора Ткачева. Как политолог вы предполагаете, что президент его переназначит?
– Кремлевская кухня – тайна за семью печатями. Порой все прогнозы политологов, многочисленные политтехнологические «рейтинги выживаемости» глав регионов бывают посрамлены, потому что назначение губернатора зависит от воли лишь одного человека – президента. А какой тут ветер или сквозняк задует в главном кабинете страны, какую бумажку с какой кандидатурой они принесут, предположить невозможно.
Программная позиция КПРФ – возвращение выборности населением глав регионов. От того, что в Кремле у кого-то что-то заболит или кто-то не так глянет, не должна зависеть судьба целого края или области. Решать должен избиратель, а не кремлевский чиновник.
– В России и на Кубани много пока нерешенных проблем. Но все же завершим разговор на позитивной ноте...
– Призываю кубанцев верить, что все будет хорошо! Впереди нас обязательно ждут перемены к лучшему. Россия переживала и не такие лихие времена, но побеждала и шла вперед. И еще, берегите любовь и мир в семьях. У меня, например, на днях произошло очень радостное событие – родилась внучка Машенька. Хотя дедушкой себя еще совсем не чувствую.