Недавний материал 93.RU о новой сети магазинов низких цен в Краснодаре вызвал большой отклик среди читателей. Основной темой для споров стал даже не конкретный бренд, а в целом смысл существования так называемых «нищемаркетов» в стране и степень этичности такого неприглядного названия.
— Это не нищемаркеты, а маркеты для адекватных и разумных. Как в СССР — всё равно нигде не найдешь, как не выпендривайся. Всё то же самое, что в обычных торговых сетях, но чуть подешевле! — написал один из интернет-пользователей.
Надо отметить, что данное слово придумали не журналисты, оно пошло из народа. Официально подобные продовольственные точки называются дискаунтерами. Они экономят на выкладке товара, количестве персонала, аренде — отсюда и более низкие цены.
Товары зачастую лежат на штабелях, помещения выглядят по-спартански и находятся в отдаленных районах города. Обычно там не найти популярные брендовые товары, и выбор более скудный, чем в стандартном «Магните», «Пятерочке» или «Ленте», но есть все социально значимые продукты.
— Хорошие магазины, товары те же, но дешевле, мы с женой всё время закупаемся и очень довольны и качеством, и ценой, и много хороших товаров, которых нет в элитных супермаркетах. Да и покупатели здесь совсем не нищеброды, — пишет другой читатель.
В последние несколько лет такой формат стал более распространенным. И чтобы подчеркнуть разницу между ним и привычными продуктовыми сетями, покупатели придумали для дискаунтеров неприглядный термин.
При этом есть «нищемаркеты», развиваемые крупными торговыми компаниями, которые могут быть неотличимы по ассортименту от основной сети, а низкие цены там достигаются в том числе за счет товаров под собственной торговой маркой.
Среди них — «Чижик», схожий ассортиментом с «Пятерочкой» и принадлежащий X5 Group, и «Светофор», которым владеют несколько юрлиц под общим названием «Торгсервис». Последний есть даже в Европе, но называется там Mere.
— Каждый живет в меру своего достатка, потому такие магазины необходимы. У нас в городе з/п у продавца 15–19 тысяч, и как на эти деньги выжить? Вот люди и покупают в таких «нищемаркетах». А кто сделал людей нищими? — спрашивает один из читателей.
Несмотря на минусы с ограниченностью ассортимента, удаленностью магазинов и их неприглядностью, «нищемаркеты»/дискаунтеры пользуются большой популярностью среди населения. Однако неоднозначный вопрос с народным названием заставляет людей задуматься — а нормально ли существование подобных торговых точек?
— Это так людей довели, что все покупают в этих магазинах! Наше правительство сможет прожить на 20 тысяч в месяц? Когда коммуналки и цены на продукты растут каждый день! Скоро даже в таких магазинах люди не смогут покупать товар, если так и будет обесцениваться рубль, — возмутился еще один наш читатель.
Кроме того, слишком многие обращают внимание на низкое качество продукции в дискаунтерах, чтобы на это можно было закрыть глаза. Пока одни довольны тем, что урвали нужное по доступной (низкой) цене, другие зарекаются ходить в подобные места, опробовав дешевый товар.
— Зашел как-то в «Светофор», от дешевой бытовой химии чуть не случился химический ожог и обморок, как будто в центре аномальной зоны очутился, — рассказал покупатель.
Так или иначе, спрос есть, а там и предложение. Вполне вероятно, что за «Чижиком», «Светофором», «Скидкой» и другими в Краснодаре и России появятся новые сети дискаунтеров. Остается лишь гадать, как долго низкие цены там будут оставаться низкими.