На сайте Change.org 9 ноября появилась петиция с названием «Помогите спасти легендарный Кубанский казачий хор от позора и развала». Ее создал участник под именем Иван Петров — скорее всего, это специально созданная страница с вымышленным именем, чтобы сохранить анонимность.
Петров предложил проголосовать за отставку действующего руководства Кубанского казачьего хора и пообещал направить документы министру культуры РФ Ольге Любимовой. На момент публикации новости петицию подписали 1754 человека.
— Нет времени молчать, есть необходимость действовать, во благо спасения и сохранения гордости Кубани и России. Важен каждый голос! Спасем и сбережем наше культурное достояние! Данные голосования имеют строго конфиденциальный характер, публикации не подлежат!
Что не так с Кубанским казачьим хором?
Автор петиции выделил четыре главных события, из-за которых сейчас начался разлад в коллективе:
руководство Кубанского казачьего хора решило создать самостоятельный коллектив, состоящий из танцевальной группы. Таким образом, с января 2022 года танцоры станут отдельной структурной единицей ККХ. По официальным данным, такое решение позволит хореографическому коллективу выступать сольно. Однако сами артисты не согласны — они обвиняют руководство в том, что оно не собирается выдавать грант новому ансамблю, и считают, что с ними поступили унизительно;
руководство коллектива полностью находится в руках семьи худрука Виктора Захарченко. Автор петиции утверждает, что в период пандемии всем артистам понизили зарплаты, зато руководителям — повысили;
скандал с выпуском «Редакции» про казаков и поведение Виктора Захарченко — младшего (внука худрука). По мнению автора петиции, первый заместитель генерального директора из-за своих личных финансовых интересов подставил весь коллектив;
многим не нравится репертуар, который лично подбирает 83-летний Захарченко-старший. Зрители также высказывали недовольство, но руководство не хочет ничего менять.
Что говорят артисты?
Сотрудник Кубанского казачьего хора на условиях анонимности рассказал журналисту 93.RU, что не слышал о петиции в адрес министра культуры, но он не удивлен тому, что такое письмо могло появиться. Не удивительно и то, что оно носит анонимный характер. По его словам, артисты обсуждают возникающие сейчас вопросы внутри коллектива, но «предпочитают не выносить сор из избы» и решать проблемы своими силами.
Другой артист тоже не знает, кто мог составить петицию, но предполагает, что это кто-то из бывших сотрудников. Что касается раздела хора на музыкантов и танцоров, то, по словам члена ККХ, «к этому разделу кроме двух Захарченко никто положительно не относится».
— Все адекватные понимают, что зритель не может сидеть и два часа слушать песни. Ему хочется смены обстановки. Все прекрасно понимают, что это попытка естественным путем развалить балет, — рассказал собеседник.
Он объяснил, что с танцевальной группы снимут президентский грант. Его пообещали компенсировать надбавками. Однако загвоздка в том, что эти надбавки танцорам придется зарабатывать своими выступлениями, но уже в качестве самостоятельного коллектива без бренда «Кубанский казачий хор».
— Кто пойдет на неизвестный коллектив, тем более во время пандемии, когда концерты Кубанского хора продать тяжело. Они и не продаются. Сейчас люди и так не ходят на концерты, а идти на неизвестный коллектив... На афише будет написано не «Кубанский казачий хор», а «Ансамбль танца "Кубанские казаки"». Это кто? Это неизвестно кто.
Кроме того, штаб танцоров увеличивать не планируют, а ансамбль не может полноценно функционировать из 38 человек — для этого нужно как минимум 60. Руководство утверждает, что танцоры смогут заработать даже больше, однако сами артисты считают иначе. Скорее всего, молодежь уйдет в другие коллективы, а танцевальная группа распадется сама по себе.
Журналист 93.RU связался еще с несколькими членами Кубанского казачьего хора, но они ответили, что ничего не знают про петицию.