20idei
СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Ешьте фрикадельки с лопаты. Как IKEA превратила распродажу в предательство собственных ценностей

Главный редактор E1.RU считает уход шведской компании с российского рынка стыдным и некрасивым

ds

Покупатели сутками стоят в электронной очереди в IKEA и теряют деньги, пытаясь оформить заказ через мошенников

Поделиться

Распродажа в IKEA похожа на плохой бразильский сериал. Технологичная шведская компания будто бы никак не может справиться с собственным сайтом и заставить его работать. Прощание с Россией должны были устроить цивилизованно, без ажиотажа и километровых очередей. Но получилось наоборот — покупатели часами гипнотизируют мониторы в надежде заказать игрушечную акулу или платяной шкаф и создают чаты в соцсетях, где втридорога перепродают под шумок купленные товары. Почему финальная распродажа в России превратилась в предательство магазина по отношению к самому себе? Читайте в колонке главного редактора E1.RU Артема Беседина.

Я далек от того, чтобы ругать злой и коварный капиталистический Запад за то, что он отворачивается от российского рынка. У всех свои причины. Где-то это сложность с банковскими расчетами, где-то нарушившиеся логистические цепочки, в большинстве случаев — жест: осуждение действий России на территории Украины. Мол, терпите вместе с вашей властью.

Но есть проблема: если вы, компания IKEA, такие этически незапятнанные (даже оставим за скобками скандальную историю с незаконными вырубками сибирского леса), что же вы ведете себя как колониалисты? Двадцать лет вы зарабатывали на покупателях. Двадцать лет вы приручали эту аудиторию к своим «Паксам», «Билли» и «Дьюнгельскогам», вы заставили ее поверить в то, что ваш магазин — надежный партнер, оперативный, понятный, лаконичный, отзывчивый. Ваши сотрудники рассказывают, как ценна ваша внутренняя уникальная корпоративная культура и взаимная поддержка внутри коллектива, как много Россия потеряет, когда этой культуры не станет. И во что вы превратили свою распродажу?

В раздачу блинов (окей, фрикаделек) с лопаты. В средневековый цирк уродов. В карикатурное подражание советским очередям за дефицитом.

Три месяца магазины стояли «замороженными», хотя повышенный спрос и огромные очереди были видны еще перед «приостановкой» деятельности. Ладно. «Заморозка» до конца мая вроде бы не значила однозначного ухода из страны.

«IKEA не собирается покидать нашу страну [до 31 августа], ликвидировать предприятия», — обещал профсоюз работников компании еще в конце апреля. И вот 15 июня — уходим, «не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем».

Между этими двумя заявлениями полтора месяца. До этого еще два месяца «приостановки продаж». Только 5 июля вы запускаете «финальную распродажу»... и она не работает. С первых же минут. Весь день люди пытаются зайти на сайт, а их оттуда выкидывают на страницу ожидания. Спустя сутки не заработало, спустя двое еле-еле. Потом единичные свидетельства: ура, мне «удалось урвать мебель». Люди создают чаты, в которых ждут своих заказов вместе.

Финальную распродажу магазин решил провести в онлайн-формате, но так и не смог ее организовать

Финальную распродажу магазин решил провести в онлайн-формате, но так и не смог ее организовать

Поделиться

Легко сказать, мол, да вы сами такие, быдло, топчетесь в очередях, русские не меняются, за тридцать лет свободы с кока-колой ничему не научились.

Но вообще-то нет. Это компания IKEA со своими принципами и стандартами дала понять ясно как никогда: нет никаких других ценностей у крупного бизнеса, кроме увеличения прибыли и уничтожения конкурентов. Смешно сейчас вспоминать ту историю, как плакал старый Ингвар Кампрад, узнав, мол, что в России его топ-менеджеры оказались взяткодателями. Этические принципы могут появиться только под давлением государственных законов, потребителей и профсоюзов. И здесь всё просто: первые два источника в нашей стране им уже неинтересны, а третий не работает исторически.

Можно было начать распродавать остатки товара на складах хотя бы с мая или с начала июня. Спокойно. Без спешки. И онлайн, и в магазинах. Что делали вместо этого сотрудники компании? Занимались «развитием, всякими ротациями, обучением». Действительно. «Дальше что-нибудь новое придумают», — радостно говорил один из них.

Вот новость уже сегодняшняя: IKEA приостановила распродажу для части покупателей. Оформить заказ в Москве и Санкт-Петербурге пока не получится, так как все интервалы для доставки и самовывоза на ближайшее время уже заняты. Покупатели из остальных регионов пока просто сутками стоят в электронной очереди.

И понятно, что после ухода шведов станет хуже, даже если это всё выкупят и сделают «Русею»: мы видим, как «Вкусно — и точка» не может справиться с картофелем фри, не говоря уже об овощах и салатах, которые и так всегда были местными, а не зарубежными.

А еще хуже то, что, когда (если?) IKEA вернется, никто не вспомнит об этом издевательстве с вежливой улыбкой на лице. Я не помню ни одного примера эффективного потребительского бойкота в Российской Федерации. Снова пойдем стоять в ряд в металлических коридорчиках за фрикадельками с лопаты.

Прочитайте также, как мошенники наживаются на уходе магазина (некоторые даже успели подделать его сайт).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter