С конца 2021 года жители станицы Полтавской протестуют против близлежащего мусорного полигона. Сейчас он разросся до огромной вонючей кучи, которая отравляет жизнь людей. Скоро исполнится год, как местные пытаются уговорить чиновников закрыть свалку. Но пока что те обсуждают, строят «четкие планы» и придумывают «конкретные решения».
Журналист портала 93.RU приехал в станицу Полтавскую и поговорил с людьми, на глазах у которых за несколько лет одна небольшая свалка выросла в огромную экологическую проблему.
На отшибе
— Мы нынче эти окна не открываем. Вонища стоит. Грузовики с мусором сотнями ходят. Сил нет никаких. Где дома постарше, там кирпич трещинами идет, — рассказывает местный житель Сергей. Каждый день мимо его дома проезжают мусоровозы.
Дорога на полигон проходит по улице Тельмана — на отшибе станицы. К слову, она даже заасфальтирована. По обеим сторонам улицы стоят небольшие домики, вокруг тихо и спокойно. Рядом две девочки играют с собакой. Больше на улице никого нет. Через несколько минут по дороге проносятся несколько мусоровозов, поднимая клубы пыли.
В одном из таких домов живет Сергей со своей супругой. Оба уже на пенсии. Даже по меркам одноэтажных поселков их дом небольшой. На задней стороне участка — маленький огород, обнесенный сеткой-рабицей с калиткой. Внутри дома — свежий ремонт. Обязательный атрибут, телевизор, вещает какую-то программу на НТВ. Рядом стоит монитор с камерами.
— Вон, смотри, еще один поехал. И так по сто раз за день, — замечает Сергей очередной грузовик с мусором.
Полигон в Полтавской находится на расстоянии не больше километра от жилых домов. Он принимает отходы из Красноармейского, Крымского и Славянского районов Краснодарского края. Жители станицы почти год добиваются закрытия свалки, считая, что она не рассчитана на такое количество мусора.
Местные власти утверждают, что в наличии свалки никакой проблемы нет. Кроме того, в станице живет около 27 тысяч человек, и недовольных свалкой, по словам чиновников, меньшинство — всего пару тысяч человек. Да и мусор надо же куда-то девать.
За 2021 год полигон принял 75,5 тысячи тонн отходов из трех районов. На тот момент его остаточная вместимость составляла 862 тысячи тонн. Сейчас мусорный полигон обслуживает ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района, которое в 2010 году перешло в частную собственность. А свозит мусор с соседних районов московская фирма «Экотехпром».
Больше никакой рыбы
— Я на всех протестах был. Сколько уже было обещаний. Ничему уже не верим. Собака лает — ветер уносит. Знаете, подлее власти я не видел. Такое отношение к людям у них. Даже если нас и за быдло там считают, так не такие мы. Да, и соображаем, и думать можем, — эмоционально описывает ситуацию Сергей.
В этой станице он вместе со своей супругой живет с 1996 года. Полигон существовал уже тогда, но не работал на три района.
— Я сама строитель по образованию, я примерно представляю, что там за полигон. Нам говорят о какой-то подложке, о каком-то глиняном основании. Его там нет. Всё попадает в почву, — объясняет еще одна местная жительница. Свое имя она, как и большинство станичных активистов, опасается афишировать. — Если вы посмотрите, у нас тут везде земли подтоплений. Мы дом строили, два раза копнешь — уже вода набегает из подземных вод. Вот скажите, куда потом текут эти воды? Вот река у нас — Полтавский Ерик. С 2019 года мы там не купаемся, не ловим. Как свалка начала расти, мне дедушка сказал: всё, больше никакой рыбы из этой реки в доме.
Полигоны необходимо строить таким образом, чтобы ядовитый фильтрат, который образуется в процессе перегнивания мусора, не попадал в почву. Для этого дно укрывают специальным покрытием с отверстием, через которое этот фильтрат попадает в отстойник. Последний обычно очищают, а жидкость — утилизируют.
Местные жители за свой счет делали анализы земли и воды в независимых лабораториях. Они показали многократное превышение загрязняющих веществ. Только показатели ртути на землях, примыкающих к свалке, были превышены в 32 раза, мышьяка — в 2 раза.
— На этом полигоне чего только не захоранивали: и трупы павших животных, и ртутные лампы, и строительные отходы. Полигон старый, он не соответствует никаким требованиям. Санитарно-защитная зона там — это вообще ужас, — рассказывает местная жительница.
Однако по результатам проверки с привлечением аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Роспотребнадзор пришел к выводу, что полигон не оказывает негативного влияния на качество воды в оросительной системе.
Усеяна мусором
Дорогу к самому полигону можно узнать по ограничительным знакам (скорость до 40 километров в час, вес автомобиля до 20 тонн) и вереницам мусоровозов. Местные жители говорят, что водители не соблюдают ни один из таких знаков.
— И днем, и ночью по дороге ходят тяжелые фуры с прицепами. Они сами по себе весят больше 20 тонн. Я работал на грузовиках, знаю, что это такое, — объясняет наш знакомый Сергей.
Машины проезжают через мост, сразу за которым начинается прилегающая к свалке территория — небольшой участок земли перед шлагбаумом. Рядом с ним висит баннер, который говорит о начале опасной зоны.
За шлагбаум попасть сложнее, несмотря на то, что он стоит практически в открытом поле — всё просматривается одиноким охранником из импровизированной сторожки. Вся дорога здесь усеяна мусором, который приносит с полигона и сдувает с кузовов грузовиков. Такая же картина и на окрестных полях.
Полтавская свалка, по словам местных, появилась еще в 1992 году. Каким образом там могли разрешить складировать отходы — загадка. Ведь вокруг полигона располагаются рисовые поля, а Красноармейский район не зря называют «Рисовой столицей Кубани». Здесь производят около 40% российского риса.
Огромными фурами
Обойти шлагбаум не составляет труда по раскинутым вокруг свалки рисовым полям. По «дороге» (на самом деле там нет никакой дороги) к полигону можно встретить очистные сооружения с дурно пахнущей мутно-черной жижей, собак и несколько заброшенных зданий, от которых остался лишь остов.
Дальше — всё та же дорога, усеянная мусором. В безветренную погоду над округой стоит удушливый запах разложившихся отходов, а на полях лежат белые, синие и красные пакеты.
Основное тело свалки покоится за земляной насыпью. С другой стороны свалки проходит автомобильная дорога. С нее и можно разглядеть горы мусора на площади в несколько футбольных полей.
— До 2018 года, может быть, до 2020-го мы не обращали на свалку никакого внимания. Ветки, ветошь, какой-то незначительный мусор со станицы да пара мух — всё, больше там ничего не было. Чистое поле практически. Затем его легализовали и начали свозить туда мусор, сначала потихоньку, а потом огромными фурами. Вот он и разросся. Легализовали его почти 10 лет назад, получается, — рассказывает один из местных жителей.
По словам местной активистки Натальи Гаряевой, в 2013 году полигон получил лицензию. На нём к тому моменту не было никаких систем очистки и сортировки. А в 2018-м свалка официально оказалась в генплане станицы — по решению депутатов местного сельского совета. Летом того же года полигон получил лицензию. Потом в деле о свалке стали появляться странности.
Собственник изменил координаты полигона. В итоге все проверки, которые проходили по этому адресу, заканчивались ничем, потому что фактически проверки проходили не в том месте. Почти 10 лет полигон лицензирован, четыре года он находится в генплане станицы, но на нём до сих пор не сортируется мусор, нет адекватной санитарно-защитной зоны, а сама свалка не приспособлена к захоронению такого количества мусора, сетуют местные жители, которые за свои деньги проводили экологические экспертизы.
Один из сотрудников полигона, которого удалось встретить на дороге около свалки, рассказал журналисту, что все станичные активисты на самом деле «проплачены». Кем именно, он не уточнил. Но заявил, что раньше на полигон никто не жаловался, а когда пришло новое начальство и в свалку начали вкладывать деньги, «всем вдруг стало не всё равно».
— У нас на полигоне ведь и завод уже начали строить, и технику поменяли, там только трактор был старше меня раньше. А теперь хоть какие-то улучшения, — рассказал мужчина.
«Агрессивное меньшинство»
В 2019 году, когда на полигон начали свозить мусор из других регионов, местные жители забили тревогу. На первый митинг станичники вышли в декабре 2021 года, когда появилась информация, что к ним повезут отходы из Туапсе и Сочи. После массового недовольства на свалку приехала специальная комиссия, которая пришла к выводу, что полигон, окруженный рисовыми чеками, не вместит в себя весь объём мусора даже из Сочи, где на тот момент за год собиралось около 300 тонн. В итоге от идеи везти в Полтавскую сочинский мусор решили отказаться.
Летом 2022 года в Красноармейский район приехал целый десант чиновников после очередного митинга. Спустя три месяца, по словам местных, изменилось немногое — по дороге к свалке появились только ограничительные знаки, на которые всё равно никто не обращает внимания.
— С начала мусорной реформы у нас ничего не поменялось. Только тарифы растут да качество услуг падает. Конкретно на этот полигон куда мы только не жаловались. Более тысячи отписок, у меня на столе кипа бумаг стоит, — рассказал журналисту один из постоянных участников митингов.
Месяц назад в Полтавской прошел народный сход, который учредили местные власти на фоне растущего недовольства. Противников свалки чиновники назвали «агрессивным меньшинством» и обвинили «некоторых активистов» в «корыстном интересе». Какой может быть корыстный интерес у местных жителей, которые каждый день дышат смрадом гниющих отходов, чиновники не уточнили.
Нарушений нет
На вопрос, куда же все-таки везти весь мусор, местные почти в унисон кивают на соседний район.
— Под Славянском-на-Кубани есть полигон. Но открыть его никак не могут. Постоянно находят какие-то нарушения. Зато здесь, в Полтавской, у нас никаких нарушений нет, — невесело смеется мужчина.
Когда решится мусорная проблема, никто не может сказать. Станичники неоднократно требовали в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды на землю с руководством полигона. Чиновники же почему-то этого делать не хотят.
— Понимаете, это мусорная мафия целая. Наверно, прибыльный бизнес, раз его так охраняют. В нём, кстати засветился и брат нынешнего главы района. Пока такие люди у власти, тут ничего не изменится, — продолжает рассказывать активист. — Землю будут продолжать травить, люди будут дальше дышать этой отравой. Тут вот недалеко семья живет. У них у ребенка маленького астма уже. 12 лет девочке, она ночью просыпается, чтобы подышать в этот свой аппарат.
По данным сервиса «КонтурФокус», брат действующего главы района Владимир Васин является директором и участником фирм ООО «Лотос 2010», занимающегося сбором неопасных отходов (чистая прибыль за 2021 год — 14,6 миллиона рублей), ООО «ПРОВИЗОР», специализирующегося на торговле лекарствами (чистая прибыль за 2021 год — 970 тысяч), ООО «МОЙДОДЫР» — сбор неопасных отходов (чистая прибыль — 8,7 миллионов рублей за 2021 год) и других. Дочь главы района Наталья Вакуленко имеет долю в ООО «Лотос 2010» и ООО «Вторсырье».
Что говорят чиновники?
Упоминания полигона в Полтавской на сайте краевой администрации найти почти невозможно. В разных пресс-релизах эта проблема фигурирует эпизодически. Так, например, больше года назад губернатор Кубани Вениамин Кондратьев говорил, что к концу ноября 2021 года в Полтавской завершится строительство сортировочного комплекса. Прошел год, а сортировочным цехом на свалке и не пахнет. Там совсем другой запах.
На сайте администрации Красноармейского района похожая ситуация: бесконечные пресс-релизы и никакой конкретики.
В сентябре 2022 года власти района все-таки решили подать в суд на руководство мусорного полигона в станице Полтавской.
— Эту ситуацию можно решить только в рамках правового поля. Расторгнуть договор на свалку можно двумя способами. По окончанию его действия либо по решению суда, — сказал глава района Юрий Васин во время народного схода.
Однако местные жители не считают это своей победой. Наоборот — они ждут от власти очередного подвоха. Обещаниям главы района и его заместителей никто из протестующих уже не верит.
— Сейчас в станице народное настроение хуже, чем в Кущевской в свое время. Люди действительно готовы взяться за вилы. Что к этому привело? Давление со стороны властей, тут весь бизнес запуган, про бюджетников я вообще молчу. Полное попустительство и отсутствие контроля за полигоном. Полицейским вообще начхать на нарушение, как и прокуратуре, Роспотребнадзору, — объясняет местный активист.
Едут и улыбаются
Долгое время люди ждали и надеялись на перемены, но постепенно нервы начали не выдерживать: помимо одиночных пикетов перед краевой администрацией и записанных видеообращений, дело дошло до перекрытий дороги.
С конца 2021 года местные жители неоднократно выходили на мост, по которому к полигону едут грузовики. После одного из случаев, когда движение перекрыл мужчина в инвалидной коляске — один из активных участников движения по закрытию полигона, на место приехали полицейские и выписали активисту штраф.
А в октябре в Красноармейском районе покончил с собой бизнесмен и общественник Андрей Гаряев. Близкие считают, что это могло случиться на фоне давления местных элит на его бизнес. Он был одним из организаторов группы активистов против свалки.
По словам местных жителей, мост, ведущий к полигону, не рассчитан на вес перегруженных мусором грузовиков, вереницы которых едут по нему каждый день. В любой момент он, как и терпение людей, может не выдержать.
— Мы молимся, чтобы в один прекрасный день он не выдержал. Это плохо так говорить, но сил нет. Эти водители знают о нашей беде. Им плевать на нас, они едут и улыбаются. За эти бабки они готовы всю станицу похоронить. Им здесь не жить.