Тимур Бекмансуров, устроивший стрельбу в Пермском государственном университете и убивший шесть человек, пришел в себя. Как совершеннолетнему человеку, ему предстоит отвечать перед судом за свои преступления. Что грозит 18-летнему студенту с точки зрения закона, объясняет известный в Краснодаре юрист Юлия Федотова.
Пермский стрелок пришел в сознание. Какое наказание может ему грозить? Предусмотрена ли ответственность для тех, кто не придал значения в тот день его странному виду? А для родителей? В чем причина таких действий?
Не берусь утверждать с точностью, не будучи психиатром, но, судя по тщательно спланированным спокойным действиям, Тимур Бекмансуров вменяем. Невменяемость характеризуется неспособностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Бекмансуров, кажется, отдавал полный отчет происходящему. Вероятно, какой-то психиатрический диагноз ему всё-таки будет поставлен, однако наличие диагноза как такового не означает невменяемость. Значение имеет только состояние человека во время совершения деяния.
Совершенное им квалифицируется как убийство двух и более лиц (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса) и влечет наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Вероятнее всего, с учетом количества погибших именно оно и будет назначено. Остаток жизни он проведет в колонии особого режима с возможностью подать на условно-досрочное освобождение по прошествии 25 лет, однако практика показывает, что еще никто из «пожизненников» из колонии не выходил.
Действия Тимура не являются терактом, поскольку, в соответствии со ст. 205 УК РФ, теракт подразумевает в качестве обязательного признака определенную цель — дестабилизацию деятельности органов власти либо воздействие на принятие ими решений.
«У Бекмансурова не было иных целей, судя по его манифесту, кроме одной — убивать»
Ответственность за несообщение о преступлении в Уголовном кодексе в настоящее время имеется только за несообщение о терактах, вооруженных мятежах и подобных преступлениях. Если бы действия Бекмансурова квалифицировались как теракт, возможно, рассматривался бы вопрос о привлечении к ответственности лиц, видевших его по дороге в университет и заподозривших неладное. Однако, вероятнее всего, ответственности бы не наступило — лицо должно обладать «достоверно известными сведениями» о готовящемся теракте. Таковыми не обладали даже его родители.
Для них, кстати, ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию (5.35 КоАП, предусмотрен штраф от 100 до 500 рублей) могла бы наступить, только если бы Бекмансуров был несовершеннолетним. Поскольку преступление совершено им по достижении 18 лет, родители ответственности за его поведение не несут. Иск о компенсации вреда пострадавшие также не могут предъявить к ним — Тимур полностью самостоятельно будет отвечать за свое поведение.
Причина таких действий для керченского, казанского и пермского стрелков, для парней из «Колумбайн» и всех совершивших такие действия, как мне кажется, одна. Людям очень плохо. Причин, по которым сформировалось это «плохо», может быть масса: негативное воспитание в семье, отсутствие нормальной социализации, плохие отношения со сверстниками, заболевание… Никто из стрелков не был счастлив, ни у кого не было близкого и любящего человека рядом и, что самое главное, никто из них не мог жить в гармонии с собой.
Но вот почему человек выбирает именно путь убийства (других и себя), чтобы избавиться от этого «плохо» — вопрос, ответ на который, думаю, мы никогда не найдем.
Согласны с автором?
Всю информацию о трагедии в Перми мы собираем в специальном разделе.