В 2024 году на Кубани наметился всплеск активности в сфере малого и среднего бизнеса. По данным правительства региона, сейчас в крае действует 306 тысяч субъектов МСП. Кубань заметно обгоняет другие регионы и сбавлять обороты, похоже, не планирует. Тему поддержки предпринимателей в очередной раз поднимут на крупном мероприятии.
Конференция «Лига услуг — к новым рекордам бизнеса» пройдет в Краснодаре сегодня, 26 сентября. Региональные власти заявляют, что выступят в качестве спикеров. А специалисты рынка обещают рассказать про ключевые тенденции и перед мероприятием решились на небольшой спойлер. О рынке предпринимательства, региональном вайбе и новых инструментах поговорили с одним из организаторов конференции — директором направления Авито Услуги Александром Куроптевым.
— В последние годы рынок услуг активно переходит в онлайн. Что пользуется наибольшим спросом?
— Действительно, сегодня люди ищут мастеров и специалистов именно в интернете. Мы можем говорить о статистике запросов более миллиона ежедневно. Чаще всего люди ищут услуги, которые касаются ремонта и строительства, а также курьеров, репетиторов и домашних мастеров.
Я сам регулярно пользуюсь услугами через онлайн-платформу. Так, в разгар жары у меня сломался кондиционер, и я как обычный пользователь зашел на Авито Услуги в поисках мастера. По отзывам и рейтингу нашел оптимального, и уже через пару часов всё заработало. Примерно так же нашел и специалиста по укладке плитки. Поэтому в том, что рынок услуг в онлайне — это реально удобно, я убедился на собственном опыте. Сейчас вовсю пользуюсь этим как в работе, и в повседневной жизни.
— С точки зрения пользователя всё понятно, а почему онлайн-инструменты привлекают предпринимателей?
— Это позволяет управлять бизнесом из любой точки, анализировать результаты в реальном времени и оперативно вносить изменения в свою стратегию. Раньше продвижение было ограничено определенной географией или бюджетами, а теперь, например, репетитор может искать клиентов по всей России, что значительно расширяет его аудиторию и возможности заработка. Нельзя забывать про аналитику и данные: благодаря онлайн-инструментам можно понимать, кто твои клиенты, какие услуги они ищут, какие маркетинговые активности работают лучше.
— Допустим, предприниматель решился перейти в онлайн и не понимает, как и с чего начать. Что можно посоветовать новичку и с какими инструментами стоит поработать в первую очередь?
— Важно уметь правильно оформить объявление с привлекательным текстом и фотографиями, подтвердить данные. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Тем более сейчас есть обучающие уроки, например, образовательный курс на базе центров «Мой бизнес». Мы разработали его с МСП.РФ как раз для новичков и рассказываем о том, как продвигать предложения и анализировать отклики. Опытные игроки рынка могут использовать те же инструменты для расширения клиентской базы и роста бизнеса.
— А влияет ли география на стратегию и тенденции в бизнесе? Можно ли выделить то, что хорошо работает в Сибири, но совсем не подходит для наших, краснодарских, бизнесменов и потребителей?
— Безусловно, региональные особенности ведения бизнеса есть. Они касаются не только спроса на услуги, но и подхода к их продвижению. В разных частях страны различная сезонность, и это напрямую влияет на потребности клиентов. Например, в Сибири зимой востребованы услуги по ремонту и утеплению, а в Краснодаре в это время активнее сферы, связанные с туризмом и агроуслугами.
Поэтому бизнесу нужно адаптировать свои кампании под сезонные колебания спроса. Это может быть настройка таргетированной рекламы или гибкие возможности продвижения объявлений в зависимости от активности пользователей в конкретное время года.
— Давайте подытожим и дадим небольшой прогноз для предпринимателей. На ваш взгляд, за чем стоит будущее бизнеса?
— За гибкостью и адаптивностью. Те предприниматели, которые смогут быстро подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, активно использовать цифровые инструменты и развивать клиентский сервис, будут лидировать.