«ММК-Лысьвенский металлургический завод» сегодня специализируется на производстве металлопроката с полимерными покрытиями. Но у завода многовековая история, он находится в небольшом городе Пермского края — Лысьве. Более 200 лет назад его основала княгиня Шаховская, а во времена Великой Отечественной войны здесь делали солдатские каски.
Основное применение металлопроката, который производят на ММК-ЛМЗ, — строительство (забор, кровля, фасад, металлочерепица), автопромышленность (кузовные детали) и изготовление бытовой техники.
— В месяц мы производим около 25 тысяч тонн продукции, — рассказал руководитель предприятия Алексей Кузнецов. — Тысячу тонн мы отправляем на автомобильное производство. Да, это не основное направление, но это говорит о качестве нашего продукта.
Сейчас главное производство находится в цеху, который был запущен в 1979 году. Здесь изготавливают оцинкованный металлопрокат с различным цветовым покрытием, а также металлопрокат SteelArt — он как раз может быть с необычными текстурой и рисунком, повторяющими натуральные материалы, например, кирпич, камень, дерево.
Огромные рулоны с черным, то есть ничем не покрытым металлом разматывают и поднимают на десятиметровую высоту, где и проходит основной технологический процесс. Сейчас ЛМЗ входит в группу Магнитогорского металлургического комбината, так что сырье — тонколистовой холоднокатаный прокат — получает именно оттуда.
На десятиметровой высоте, на двух агрегатах нанесения защитных покрытий проходит очищение металла в несколько этапов: в ванне с электрохимическим обезжириванием, с серной кислотой и в емкости со щелочью. Только окончательно очищенный от всех загрязнений металл попадает на участок оцинкования.
— Мы работаем на специальных агрегатах-тандемах, — рассказал начальник управления качества ММК-ЛМЗ Юрий Мазунин. — Их задача — подготовка и оцинкование, а также нанесение полимерных покрытий, например, полиэфирной эмали или полиуретанового покрытия. Отличительная особенность этих агрегатов в том, что здесь происходит одновременное оцинкование и покрытие — это обеспечивает лучшую адгезию и защиту от коррозии.
Металл проходит через несколько печей с температурой 232 градуса. В них сначала запекается полимерный грунт, а потом основная краска и финишное защитное покрытие. Средняя толщина покрытия — около 25 микрон, но в зависимости от технологии может достигать и 50.
В постоянной линейке производства — около 30 основных цветов, но на заводе могут использовать и более широкую палитру — всё зависит от желания заказчика. На заводе есть установки и для окрашивания проката с обеих сторон. Это актуально для потребителей, которые планируют использовать листы для установки забора.
А вот при отделке фасадов и кровель сейчас набирает популярность новое заводское направление — SteelArt. Это торговая марка ММК-ЛМЗ, которая состоит из двух английских слов «сталь» и «искусство». Потому что эти покрытия действительно могут выглядеть как произведения искусства.
Эта линия — гордость лысьвенского завода. Здесь наносят декоративное покрытие по уникальной корейской технологии. Оно может быть однотонно матовым или повторять текстуру натуральных материалов. Если провести рукой по листу с рисунком «камень» или «дерево», то местами оно будет гладким, а местами — шершавым. По желанию заказчика узоры могут быть самыми разнообразными, например, камуфляж или кирпич.
— Если раньше все делали крыши из обычной коричневой металлочерепицы, то сейчас стараются выделиться. Мы заметили, что в последнее время стали особенно востребованными цвета серый и бордовый с текстурой, — рассказал директор предприятия Алексей Кузнецов. — Сейчас мы очень внимательно смотрим на цифровую печать на металле. Это интересная технология, которая позволит ускорить процесс и печатать даже на одном листе сразу несколько разных узоров.
В планах на следующий год у ММК-ЛМЗ — добавить рисунки в каталог SteelArt, а также начать выпуск металлопроката с так называемым антибактериальным покрытием, которое устойчиво к многократному воздействию антисептиков, и с антивандальным покрытием, с которого можно легким движением руки стереть ненужные надписи.
Свою продукцию завод отправляет во все концы страны. Основные рынки сбыта — Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье и ближнее зарубежье. Благодаря тому, что у компании есть возможность отправлять грузы как автотранспортом, так и по железной дороге, работают как с крупными контрагентами, так и с небольшими фирмами. При этом в заказе может быть сразу несколько цветов, что удобно для малого бизнеса.