«Черная пятница» – день, в который люди сходят с ума, а за ним следует киберпонедельник, поскольку именно на него приходится пик покупок в Интернете. Более 9000 человек построились в очередь у дверей магазина Macy's Herald Square в Нью-Йорке; в Сент-Питерсберге на улице около торгового центра Best Buy собралось около 2000 покупателей, а в Mall of America, штате Миннесота, 15 000 человек дежурили у магазина.
Американцы аргументируют свое безумие в «черную пятницу» тем, что только в этот день они могут себе позволить купить те или иные товары. В этом году за последние шесть лет в «черную пятницу» были самые низкие розничные цены, скидки на некоторые товары достигали 70%.
«Я не могу себе этого позволить в обычные дни, так как я работаю в детском саду, и моей зарплаты не хватает на дорогую электронику», – прокомментировала свое поведение американка. Обычная толкотня в «черную пятницу» в этом году ознаменовалась трагическими событиями: стрельба, слезоточивый газ, драки.
В торговом центре Walmart, расположенном в Сан-Леандро, серьезно был ранен мужчина только по той причине, что он отказался отдать свои покупки при выходе из магазина. Его семья уже несла покупки к машине, когда им дорогу преградила группа молодых людей и потребовала отдать им все покупки. Услышав отказ, молодые люди завязали драку, и один из грабителей, вытащив пистолет, выстрелил в мужчину.
В другом Walmart, находящемся в пригороде Лос-Анджелеса, женщина, пытаясь купить электронику, распылила в толпу покупателей слезоточивый газ, в результате чего пострадали 20 человек. В Кинстон, Южная Каролина, при исполнении служебных обязанностей сотрудники полиции якобы использовали слезоточивый газ при попытке контролировать толпу. Во Фрутпорте, штат Мичиган, госпитализирована девушка, сбитая с ног и затоптанная толпой в супермаркете Walmart, сообщила газета Muskegon Chronicle. В Сакраменто, штат Калифорния, мужчина получил ножевое ранение при выходе из торгового центра, столкнувшись с другими покупателями, пишет Нuffingtonpost.com.
В этом году в ночи распродаж приняла участие и компания Apple. На все товары этой марки, за исключением IPhone 4S, была сделана скидка. В «черную пятницу» цены на товары марки Apple были следующими: $41 за IPad 2, ранее стоивший $499, $21 за IPod Touch, ранее – $199, $11 за Ipod Nano, ранее – $129, $101 за MacBook Air, который ранее стоил $999, 101$ за MacBook Pro, ранее – $1098.
По данным ассоциации ритейлеров, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию и уровень безработицы свыше 9%, средняя американская семья готова увеличить бюджет своего шопинга в этот день на 20 долларов по сравнению с прошлым годом до 385 долларов. Число желающих совершить в этот день покупки, по этим же прогнозам, должна была составить 225 миллионов человек против 212 миллионов в прошлом году.
По данным IBM Coremetrics, продажи в интернет-магазинах в этот день увеличились на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи мобильных устройств выросли до 9,8% по сравнению с 3,2% в 2010 году. Самыми продаваемыми мобильными устройствами через Интернет в этот день стали iPhone , IPad и Android. На 48,8% увеличилась продажа товаров для дома, одежды – на 47,2%, товаров для здоровья и красоты – 34,2%.
Аналитики рынка в киберпонедельник ожидают, что однодневный объем онлайновых покупок в США установит очередной рекорд на уровне 1,2 миллиарда долларов. В прошлом году в этот день покупатели потратили на товары интернет-магазинов более 1 миллиарда долларов, только на сайте Amazon каждую секунду заключалось 158 сделок.
В этом году продавцы предлагают около 14 миллионов наименований товаров, скидки на некоторые будут около 50%. Самые большие скидки в интернет-магазинах на ювелирные изделия, которые достигают 70%, за исключением дизайнерских изделий с бриллиантами, где сбрасывают лишь 30%, и верхнюю одежду – ее можно купить за 40% от изначальной цены, пишет «РИА Новости».
Что же касается России, то у нас нет определенной даты начала распродаж, каждая сеть магазинов принимает решение о распродажах самостоятельно. По мнению экспертов Firtsnews, в нашей стране не готовы к таким масштабным распродажам, как в США. По данным портала Superjob.ru, большинство россиян с недоверием относится к новогодним распродажам.
Более 70% россиян считают, что распродажи у нас являются обманом: в преддверии новогодних праздников цены искусственно завышаются, потом следуют скидки, и нормальная цена на товар преподносится как огромная скидка. В основном это касается одежды, обуви и рынка услуг. При этом у нас на ту или иную марку цены удерживаются до последнего.
«Новые производители, как правило, заявляют о себе скидками, также ведут себя уже известные игроки рынка, представляя новый продукт – снижается цена на более старую модель. Никакого обмана потребителя здесь нет. Есть категории товаров, которые хорошо идут по сезонам – подарочная электроника (мультимедиа), обогреватели или кондиционеры: все это логично подпадает под распродажи. Стиральные машины, само собой, как горячие пирожки не разлетаются – они стабильно продаются одинаковыми темпами весь год, распродажи на них не влияют», – цитирует Firstnews.ru слова PR-менеджера «М-Видео» Антона Пантелеева.
«По факту основные скидки магазины выставляют после новогодних праздников – распродажи начинаются 10-15 января и продолжаются до конца февраля. В прошлом году ритейлеры стремились компенсировать потери, понесенные во время кризиса, так что распродажи начались очень поздно – в конце января. Через две недели после Нового года скидки давали лишь отдельные магазины: среди них H&M и Uniqlo, сбросившие цену на свой товар на 50%, прочие же продавцы ограничивались скидками в 15-30% на малую часть ассортимента», – пишут «Московские новости», цитируя эксперта Екатерину Петухову из Esper Group.
Возможно, и в России появится своя «черная пятница», но на сегодняшний дань наш рынок к такой лихорадке не готов.