Если до 2009 года РКО банки рассматривали лишь как дополнение к основным продуктам, то сейчас эта услуга практически выделилась в отдельное направление бизнеса, в самостоятельный продукт. Учитывая, что возможности банков в плане уменьшения тарифов не безграничны, они вынуждены бороться за клиента, предлагая более привлекательный сервис. О новой линейке расчетно-кассового обслуживания для бизнеса, а также о том, как банки соревнуются за клиента, корреспонденту 93.ru рассказал управляющий операционным офисом «Краснодарский» банка «ГЛОБЭКС» Сергей Ковалев.
– Краснодарский филиал «Глобэкса» работает около полутора лет. Насколько активно растет кредитный портфель филиала, и за счет чего осуществляется прирост?
– За полтора года кредитный портфель операционного офиса «Краснодарский» вырос до суммы 1,620 млрд рублей, до конца года планируем перешагнуть рубеж в 3 млрд рублей. В основном среди заемщиков предприятия строительного сектора и торговли. Это не удивительно, потому что в Краснодарском крае самые высокие темпы строительства в России. Могу сказать, что сегодня 60% кредитного портфеля банка составляют строительные компании, причем есть и такие, которые выполняют контракты на олимпийских объектах в Сочи.
– Бизнес Краснодарского края сегодня – это десятки тысяч организаций. Какие сферы, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
– Приоритеты для банка «ГЛОБЭКС» в Краснодаре я бы расставил следующим образом: строительная отрасль, перерабатывающая промышленность, торговля.
– Планирует ли банк расширять линейку РКО, делать какие-то новые предложения клиентам?
– Мы только в марте текущего года разработали и запустили новую линейку тарифов на расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов, сейчас она доступна только для наших клиентов в Ростовской области и Краснодарском крае. Суть этой линейки заключается в том, что тарифы выбираются клиентом в зависимости от его платежной активности и размеров бизнеса. Новые тарифные планы «Эконом», «Бизнес» и «Профи» как раз позволяют клиенту выбрать подходящий пакет, исходя из своих предпочтений. В конце года посмотрим, насколько этот проект эффективен.
– Расскажите подробнее про тарифные планы.
– Тариф «Эконом» подошел для предприятий с небольшой платежной активностью – до 20 расчетных операций в месяц. Здесь свободные средства оперативно размещаются в депозиты, доступна услуга «неснижаемый остаток по счету». А банк платит за поддержание ежедневного остатка по счету суммой от 10 тысяч рублей до 5 млн рублей фиксированную плату в размере 0,8% годовых. Тариф «Бизнес» оказался выгоден для компаний, имеющих не менее 250 платежных поручений ежемесячно. В тарифе нет комиссий за встречные платежи и за безналичные расчеты с контрагентами, нет комиссий, связанных с обслуживанием системы «Банк-клиент». Однако есть абонентская плата – в размере 10 тысяч рублей в месяц. Тариф «Профи» выбрал для себя крупный бизнес, с большой платежной активностью (от 250 платежных операций в месяц). Тариф предполагает оплату каждой операции клиента, число платежных операций здесь не ограничено. В рамках тарифа клиент получил возможность размещать срочный электронный депозит в режиме реального времени.
– Насколько сильна сегодня конкуренция между банками в РКО для юридических лиц? Как другие банки-конкуренты, по вашим оценкам, пытаются выделяться и привлекать клиентов?
– Если взять крупные банки, то существенного различия в тарифах для корпоративного бизнеса на РКО нет. Могут отличаться отдельные тарифы в ту или иную сторону, но суммарно в месяц будет выходить приблизительно одна и та же сумма. Если говорить о мелких региональных банках, которым трудно конкурировать с крупными банками по процентным ставкам по кредитам, то они, естественно, идут на существенные послабления в тарифах.
– Какие факторы, как вы считаете, наиболее важны для клиента в этой услуге?
– Все зависит от направленности бизнеса клиента. Если это торговля, то это большой объем наличности, потребность инкассации, а значит, клиента интересуют тарифы за инкассацию и пересчет денег. Если фирма работает по безналичной схеме, то главное это стоимость платежных поручений.
– Как часто клиенты принимают решение сменить банк из-за РКО?
– Серьезные большие клиенты, особенно те, которые много кредитуются, меняют банк из-за РКО очень редко. Ведь сегодня в основном банки подстраиваются под клиента, и большинство банков для VIP клиентов устанавливают индивидуальные тарифы, согласованные с ними.
– Как вы считаете, возможно ли смотреть на эту услугу как самостоятельную, или на самом деле она влилась в общий пакет услуг? Как вы это оцениваете, какие положительные и отрицательные стороны?
– РКО – это такой же банковский продукт, как и кредитование, то есть это продукт, который предлагается клиентам, за эту услугу банк получает деньги. Другое дело – какая из услуг в том или ином банке преобладает в доходной части бюджета банка. Стандартной считается доля РКО в доходной части порядка 20%, но в некоторых банках она достигает и 80%. Все зависит от того, какую стратегию выбрал банк. Допустим, один банк закупил парк специализированных автомобилей, активно предлагает инкассаторские услуги для розничных сетей, для ритейла. А другой банк акцентирует внимание на сейфовых ячейках, или, к примеру, на мобильном банкинге. А третий банк полностью сосредоточен на кредитовании юридических лиц. Вот в каждом из этих банков расчетно-кассовое обслуживание будет иметь свое значение и свою доходность. И клиенты у этих банков, соответственно, будут разные.
– Кредиты на какую сумму краснодарский офис выдал в перовой половине этого года, и каковы планы до конца года?
– В этом году уже выдано около 700 млн рублей, до конца года планируем выдать еще 2 миллиарда рублей. Все зависит от уровня заемщиков, их финансового состояния. Планируем больше ориентироваться на выдачу инвестиционных кредитов на более длительные сроки.