Авто Кризис-2024 подробности В UZ не дуют. Как Узбекистан наладил массовый выпуск Chevrolet и ждать ли в России модель за 700 тысяч рублей

В UZ не дуют. Как Узбекистан наладил массовый выпуск Chevrolet и ждать ли в России модель за 700 тысяч рублей

Сравниваем успехи АВТОВАЗа и нашего соседа из Центральной Азии

Кроссовер Chevrolet Tracker стоит в Узбекистане от 218 миллионов сумов, или около 1,6 миллиона рублей. Столько же просят в России за минимальные Lada Vesta из тех, что можно купить в реальности. Но в арсенале Chevrolet есть модели вдвое дешевле

Пока АВТОВАЗ приходит в себя после ухода Renault, в ближнем зарубежье появился новый лидер по объемам производства, глядя на который, невольно думаешь: примерно так бы развивался наш автогигант, если бы не санкции и всё остальное. Речь об узбекском UzAuto Motors, том самом, где когда-то выпускали популярную Daewoo Nexia, а сейчас делают широкую линейку Chevrolet разных поколений, включая новые. Завод больше не принадлежит GM, он национализирован, а у руля стоит Бу Андерссон — бывший президент АВТОВАЗа и группы ГАЗ, вероятно, самый успешный топ-менеджер постсоветского автопрома. Мы пообщались с Алексеем Агуреевым, экспертом по индустриальным коммуникациям, который работал советником Бу Андерссона и на АВТОВАЗе, и в UzAuto Motors. Он сравнил положение двух заводов, их производительность, а еще ответил на самый любопытный вопрос: увидим ли мы узбекские Chevrolet в России?

Chevrolet Onix — «одноклассник» Lada Vesta. В Узбекистане его производят с 1,2-литровым мотором, который в атмосферном варианте выдает 90 л. с., в турбоверсии — 132 л. с. Стоимость начинается от 177 миллионов сумов (1,3 миллиона рублей). Версия с турбомотором и автоматом стоит около 1,5 миллиона рублей

Вообще авторынок Узбекистана в последние годы пухнет как на дрожжах: в 2023-м после очередного скачка он вырос до 452 тысяч машин. Это примерно вдвое ниже российских показателей, но население Узбекистана в четыре раза меньше, чем в РФ. То есть в удельных цифрах спрос на автомобили в Узбекистане такой же, как в лучшие годы российского авторынка. Локомотив это процесса — как раз автомобили Chevrolet с долей рынка аж 82%. Семь наиболее популярных моделей в Узбекистане, естественно, Chevrolet, причем на первом месте возрастной микровэнчик Damas, за которым идут также устаревающие Cobalt и Lacetti. Но вот дальше две новые модели, Tracker и Onix, которые запускали уже при Бу Андерссоне. А уж совсем поразительно, что Узбекистан стал для Chevrolet вторым (после родных США) рынком, обогнав по объемам продаж и Китай, и Бразилию.

Бу Андерссон (на фото справа) — вероятно, самый успешный топ-менеджер постсоветского автопрома

На просьбу провести параллели между двумя предприятиями Алексей Агуреев отвечает, что противопоставлять их в целом неверно, потому что история, стратегия развития и, главное, условия сильно отличаются. Но если придерживаться упрощенного принципа «счет на табло», то в последние два года перевес на стороне Узбекистана.

Кто такой Бу Андерссон

Швед по национальности, он имеет два образования — военное и управленческое. Карьеру в автопроме начинал в Saab, который в тот момент принадлежал General Motors, а с середины 1990-х перешел в основной концерн, отвечая за закупки компонентов. В GM Бу Андерссон запомнился как жесткий управленец с высокой дисциплиной, поэтому когда в 2009 году швед возглавил группу ГАЗ, было немало тревог по поводу его методов работы. Но Бу Андерссон хорошо проявил себя в качестве руководителя группы, а в 2013-м возглавил АВТОВАЗ, основным проектом которого в тот момент был запуск Lada Vesta. Бу Андерссон изменил многие подходы АВТОВАЗа, начав с внешнего вида туалетов, а через два года поразил многих, выдержав сроки запуска Lada Vesta с точностью до дня. При нём же запустили Lada XRAY. Но концерн Renault, которому принадлежал АВТОВАЗ, видел главой предприятия своего человека, поэтому в 2016 году Бу Андерссон оставил пост. Несколько лет он работал на производителя проводки и электрических компонентов Yazaki, а с 2021-го возглавляет UzAuto Motors. При нём вовремя запущены две новые модели Chevrolet, Tracker и Onix, а продажи ощутимо выросли.

— В 2023 году российская компания произвела немногим более 374 тысяч машин, узбекская — чуть более 395 тысяч, — говорит Алексей Агуреев. — Таким образом, уже второй год подряд UzAuto Motors по объемам производства является лидером не только среди стран Центральной Азии, но и среди стран СНГ: это данные агентства «Промрейтинг».

Chevrolet Damas — лидер узбекского авторынка. Микроавтобус длиной менее 3,5 м спроектирован еще в 1980-х компанией Suzuki и продавался под названием Every (Carry), но в 90-х превратился сначала в Daewoo Damas, а потом в Chevrolet Damas. В Узбекистане его собирают с 2014 года. Цена начинается от 93 миллионов сумов — это 688 тысяч рублей

Основной объем производства идет на внутренний рынок Узбекистана — без малого 370 тысяч автомобилей. Остальное экспортируют, и главным внешним рынком является Казахстан. Что касается параллелей с АВТОВАЗом, Алексей Агуреев подчеркивает, что гордится работой на тольяттинском заводе, и всегда резко выступает против той критики, что обрушивается на предприятие сегодня:

— Умничать «в интернетах» легко, а вы попробуйте сами что-нибудь сделать. Тем более проблемы, с которыми сейчас сталкивается АВТОВАЗ, пожалуй, посложнее тех препятствий, что приходилось преодолевать в 2014–2016 годах. Скоро будет два года, как АВТОВАЗ живет и работает в условиях санкций. По времени это совпало с мировым кризисом микрочипов и разрывом логистических цепочек в мире, то есть с трудностями столкнулись все. Но тольяттинцы объективно оказались, наверное, в самой сложной ситуации среди всех автопроизводителей из-за поголовного ухода иностранных поставщиков.

4-миллионный автомобиль на узбекском заводе собрали в 2022 году. Им стал новый на тот момент Chevrolet Tracker: кроссовер, близкий по размерам к Hyundai Creta

При этом Алексей считает, что для АВТОВАЗа ни в коем случае ничего не потеряно и работа в нынешних условиях как раз демонстрирует потенциал завода:

— У нас в свое время любили к месту и не к месту вспоминать о том, что китайский иероглиф, обозначающий понятие «кризис», также может обозначать и «возможность», — продолжает он. — На мой взгляд, российский завод из-за ухода иностранцев реально получил возможность начать всё с чистого листа, найти правильных поставщиков деталей и автокомпонентов и грамотно выстроить с ними взаимоотношения. Ведь было изначально понятно, что производственных рекордов в условиях санкций в 2022 году добиться невозможно и нужно работать на будущее. И, судя по итогам 2023 года, руководство АВТОВАЗа очень грамотно воспользовалось предоставившимся шансом. Именно поэтому в прошлом году компания произвела 374 077 автомобилей, почти вдвое больше, чем в 2022-м. Этот показатель стал рекордным для бренда Lada за последние 10 лет.

В Узбекистане Chevrolet производят в режиме полного цикла: штамповка кузовных деталей, сварка, окраска, сборка, моторное производство... По такой схеме в России работали, например, Renault и Volkswagen

Что касается UzAuto Motors, в прошлом году он нарастил выпуск на 20% и останавливаться не намерен: план на 2024-й — 430 тысяч машин (+9%).

— Тольяттинцам приходится сейчас идти методом проб и ошибок, не только насыщать рынок, но и делать стратегический задел на будущее, а показатели UzAuto Motors — это результат многолетнего труда, продуманного подхода и правильной государственной политики в автомобильной отрасли. И, конечно же, результат грамотно сделанных инвестиций, — объясняет Алексей Агуреев. — Разумеется, санкции против АВТОВАЗа в определенной степени помогли узбекскому автопроизводителю стать лидером по объему производства в странах СНГ. Но если бы этот путь не был бы начат 30 лет назад, если бы Узбекистан не развивал последовательно и непреклонно собственное производство машин, то даже в условиях санкций АВТОВАЗ спокойно сохранил бы за собой лидерство. Просто соревноваться было бы не с кем.

Chevrolet Cobalt изначально создавался для бразильского рынка и дважды приходил в Россию: в 2011 и 2020 годах. Особенного успеха он не снискал, но в Узбекистане — на втором месте по продажам. Цена начинается от 124 миллионов сумов, то есть от 918 тысяч рублей

Алексей Агуреев рассказывает, что узбекское предприятие изначально ориентировалось на поддержку стратегического партнера. Поначалу им стала корейская компания Daewoo, которую сменил концерн General Motors. Но в 2018 году американцы вышли из капитала предприятия, и оно стало полностью национальной компанией.

— Но это не привело к разрыву отношений с американцами: наоборот, в альянсе UzAuto Motors и GM наступила новая фаза сотрудничества, возможно, более интенсивного, чем когда-либо прежде, — говорит Алексей Агуреев. — Именно благодаря ассоциации с GM несколько лет назад узбекская компания начала переход на современную агрегатную платформу GM GEM. В настоящее время UzAuto Motors на этой базе ведет массовое промышленное производство двух популярных моделей — Chevrolet Tracker (кроссовер) и Chevrolet Onix (седан).

Один из этапов подготовки кузова Chevrolet к окраске

Он подчеркивает, что одним из ключей к успеху стало налаживание работы с поставщиками автокомпонентов и организация совместных производств в Узбекистане, и в результате реальный уровень локализации достиг 70%. Этот рецепт использовал и российский автопром, но после ухода западных производителей отрасль откатилась на четверть века назад и сейчас фактически начинает всё по новой. В Узбекистане же производство Chevrolet развивают последовательно: машины делают в режиме полного цикла со штамповкой, сваркой и покраской кузовов, а также с полной сборкой автомобиля.

— Многие считают, что все детали приходят из-за рубежа, мол, не могут же двигатели производиться в Узбекистане, — продолжает Алексей Агуреев. — Конкретно двигатели производят в Ташкенте на дочернем предприятии UzAuto Motors PowerTrain.

Двигатели собирают в Узбекистане, что позволяет добиться высокого уровня локализации

Поставка автомобилей Chevrolet в Россию в теории могла бы стать интересна обеим сторонам, но Алексей говорит, что вопрос сейчас носит не экономический, а политический характер. То есть пока не рассматривается.

От редакции добавим, что концерн General Motors был в числе первых автомобильных компаний, присоединившихся к санкциям. Еще в 2015 году он отказался от российского производства, оставив завод в Петербурге, где собирали Chevrolet Cruze и Opel Astra. В 2022-м он также одним из первых заявил о полном сворачивании продаж в России. До изменения политической обстановки поставки Chevrolet в Россию маловероятны.

Chevrolet Onix, как и Tracker, построены на глобальной платформе GM GEM. В России седан мог бы стать альтернативой Lada Vesta и Hyundai Solaris, но с учетом пошлин и прочих ограничений шансов на это мало

В принципе, Chevrolet узбекской сборки можно везти из Казахстана, но проблема в цене. Узбекистан не входит в ЕАЭС, поэтому придется проходить полную таможенную очистку. Например, Chevrolet Onix стоит от 177 миллионов сумов (1,3 миллиона рублей), к которым нужно добавить в районе 640 тысяч таможенных сборов и стоимость доставки — и это в случае, если везете для себя. При перепродаже сборы возрастут еще на 300 тысяч, в общем, даже базовый Onix получится не дешевле лучше оснащенных китайских седанов, вроде Geely Emgrand или Omoda S5. А вот если убрать таможенные барьеры, узбекские Chevrolet станут опасным соперником для АВТОВАЗа. И именно поэтому барьеры не уберут.

За сумму 2–2,5 миллиона рублей вы бы предпочли...

Узбекский Chevrolet Onix
Китайский седан того же класса
Топовую Lada Vesta
Я пас. Цена неадекватная

Ранее Алексей Агуреев рассказывал о работе с Бу Андерссоном на АВТОВАЗе, где его прозвали Борис Иваныч.

В Петербурге на бывшем заводе Nissan начали выпускать автомобили Xcite, причем роль АВТОВАЗа в этом проекте весьма туманна (одно время питерский завод отдавали под патронаж АВТОВАЗа). А на заводе Peugeot и Citroen под Калугой возобновили производство, причем автомобилей тех же французских марок. А самым необычным российским автомобилем 2024 года наверняка станет Atom.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Летом на море не лечь». Сибирячка ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления