
В загадочных ртутных штольнях встречаются необычные артефакты
Значительная часть добычи ртути в СССР приходилась на Краснодарский край. От Северского до Туапсинского районов тянется подземная ртутная «жила». С 70-х годов прошлого века началась активная добыча киновари. Киноварь — это руда, из которой при нагревании промышленники выделяют ртуть. Этим же способом пользовались и алхимики древности. Блогер Екатерина Лопуховская лично отправилась к кубанским штольням и рассказала, какие тайны скрывают подземные лабиринты.
Алхимия СССР: зачем добывали ртуть на Кубани

Так штольни выглядят изнутри
Советской промышленности ртуть нужна была для других целей. Жидкий металл использовался в медицине в составе слабительных, антисептиков и даже пломб для зубов! А какому советскому гражданину не известны ртутные градусники? Ртуть использовалась в агропромышленности, металлургии, применялась в приборах для измерения давления (отсюда традиция измерять давление в миллиметрах ртутного столба). А в знакомых всем люминесцентных лампах ее применяют до сих пор.
Штольни-призраки
Судьба ртутных родников Краснодарского края настолько предсказуема, что по каждому отдельно писать нет смысла. Из-за низкой рентабельности и экономической ситуации в стране в целом, в 90-х добыча постепенно прекратилась. От былой деятельности горнодобывающих предприятий остались законсервировано-брошенные штольни Белокаменного, Сахалинского, Перевального ртутных месторождений Краснодарского края.
Сахалинское месторождение ртути: через тернии к завалу

Вход в штольню
В далеком 2019-м я впервые отправилась к штольне Сахалинского месторождения. Правда, завал, расположенный в 50-ти метрах от входа в главную штольню, быстро погасил мой пыл. Спустя каких-то шесть лет в интернете всплыла информация о том, что проход расчистили местные энтузиасты. Не теряя времени, я отправилась на разведку.
Прогулка до портала штольни занимает около часа по лесу. Водосток штольни оказался замусорен. Из-за этого вода, или точнее, мутная жижа, местами доходила до колена. Так что резиновые сапоги оказались очень кстати. Прохожу первые пятьдесят метров и узнаю знакомый завал на всю высоту бетонного коридора. Подхожу ближе и вижу — сверху завала выкопан небольшой пролаз. Лезу вверх, порода цепляется за мое тело, оставляя потертости на одежде. Ощущаю себя сыром, взбирающимся по терке вверх. Вскарабкиваюсь. То ли от плохой вентиляции штольни, то ли от эмоций, чувствую, мне не хватает воздуха. Передо мной длинный коридор, ограненный бетонной крепью! Света фонаря не хватает, чтобы увидеть его конец!

Это место выглядит пугающе
Штрек оказался длиной в несколько сотен метров. Узкий бетонный коридор неожиданно расширяется, образуя собой большое помещение высотой в несколько метров. Ухожу вправо через еще один полузасыпанный завал и попадаю в пространство с обвалившимся потолком. На стенах белой массой проступают потеки кальцита. Лестница завалена скально-земляной массой. Сводчатый потолок пространства говорит о естественном обрушении породы. Предполагаю, что возможно здесь происходил сброс руды.
В конце пути наткнулась на завал искусственного происхождения. Лопаты у меня нет, поэтому иду назад. Эхо спереди идущего товарища вдруг оказывается сзади. Я поддаюсь уговорам своего больного воображения и оборачиваюсь. Ощущение, что из дальнего конца коридора за мной кто-то наблюдает.

Обвалившийся потолок в шахте
Одну штольню, обозначенную на старых картах, я так и не нашла. Как не нашла и информацию о том, что кому-то из диггеров это удалось. Однако ходы есть. Скрытые в недрах горы, они будто ждут того, кто фонариком развеет тьму трех десятилетий. Не дают мне покоя эти штольни, надеюсь вернуться сюда, прихватив лопаты и единомышленников.
Где: Краснодарский край, Абинский район, поселок Новый.
Сокровища Белокаменного месторождения ртути

В такое приключение лучше не отправляться в одиночку
Возбужденный ум приказывает отправиться на дальнейшие поиски. И вот мы уже на пути к ртутным штольням. По пути мы встречаем местных жителей, которые предупреждают о возможной опасности. В карьере, в границы которого входят искомые штольни, происходят подрывные работы по добыче полезных ископаемых. Находиться в старой штольне в это время опасно для жизни.

Время от времени там проводят взрывные работы
Убедившись, что в ближайшее время взрывов не предвидится, идем ко входу в штольню. Через гигантский обвал просматривается несколько горизонтов. Местами торчат сгнившие деревянные крепи и гнутые куски рельс. Шпуры под взрывчатку, да и сам вид пещеры говорят нам о проходивших здесь взрывных работах. Бетонной обоймы тут нет, так что мы наблюдаем «голые» стены со множеством полупрозрачных кристаллов кальцита. Встречаю также и выходы киновари.
Где: Краснодарский край, станица Дербентская.
Штольня за станицей Убинская

Тревожная находка из штольни в станице Убинской
Бывший директор ртутного родника А. Бабенков отмечает: «Месторождение за Убинской богато рудой. Однако, когда углубились в гору на 300–400 метров, пошла вода из реки Убин, уровень которой резко повысился из-за паводков. В конце концов штольню законсервировали, а вход закрыли металлической решеткой».
Через обнажившуюся воронку в земле попадаю в мою третью по счету штольню. На этот раз я одна и мне немного страшно, заботливо насажденный на деревянную крепь череп прибавляет антуража. До искусственного завала метров 70. Из примечательного — вода в ручье окрашена в кроваво-красный цвет, предполагаю, из-за примесей киновари.
Где: Краснодарский край, район станицы Убинская, склоны горы Шишан.
Металл отчуждения

Наросты кальцита
От алхимиков древности до заключенных колонии поселка Нового, трудившихся на рудниках, многие оставляли свое здоровье и жизни, контактируя со ртутью. Сейчас, когда о воздействии жидкого металла на человека известно больше, происходит поэтапный отказ от использования и применения ртути в промышленных и медицинских целях. К 2030 году в России, как и в других странах мира, не должно остаться ни одного ртутного градусника, тонометра или любых других приборов, содержащих токсичный металл.
Тревожные последствия

Такое путешествие может быть очень опасным
Деятельность по добыче и переработке ртути в Краснодарском крае не прошла бесследно. На ликвидацию ландшафтно-геохимических изменений уйдут столетия. Согласно экологическим отчетам, обнаруживаются превышенные допустимые концентрации ртути в местной рыбе. Из 10 проб волос в поселке Синегорск (6 км от поселка Новый) у двух женщин детородного возраста обнаружена ртуть!
Станица Дербентская практически вплотную граничит с рудником «Медвежья гора». Местные жители жалуются, что подрывные работы на карьере высвобождают пары ртути в окружающую среду.
Добыча и переработка ртути в Краснодарском крае стала важным этапом развития советской промышленности, но оставила двойное наследие. Кубанские штольни — памятники былой деятельности. Даже заброшенные, они требуют особого контроля.
В штольни лучше не ходить, это обвалоопасно! Но если уж соберетесь, обязательно берите напарника, который в случае чего сможет позвать на помощь. С собой обязательно нужно взять каску и несколько фонариков на одного человека.
