Страна и мир «Ее хвост растянулся на миллион километров». Поговорили с кубанским астрономом, который сфотографировал комету

Этой зимой космический объект пролетит на расстоянии около 40 миллионов километров от Земли

На снимке отчетливо виден шлейф, который комета оставляет за собой

Что за комета и откуда она взялась?

На научном языке комету называют C/2022 E3 (ZTF). Ее открыли весной 2022 года. Причем не так давно комету удалось сфотографировать с помощью телескопа в обсерватории Кубанского госуниверситета. Отметим, что все космические объекты, которые так или иначе пролетают мимо Земли, представляют большой интерес для ученых, особенно если это «хвостатая планета». И за такими объектами пристально следят. Конкретно за этой кометой — в полуметровый телескоп.

Журналист портала 93.RU поговорил с заведующим астрофизической обсерваторией КубГУ и руководителем центра астрономии и космонавтики РГО Александром Ивановым, чтобы подробнее узнать о космическом объекте, который на невероятной скорости приближается к Земле.

Дело в том, что часть комет прилетают к нам из пояса Койпера — огромной области космоса, где содержатся основные части кометных веществ. Состав кометных хвостов достаточно широкий, но обычно это пылинки, состоящие из воды, монооксида или диоксида углерода, метана, азота, замерзших газов. На дальних подступах этот состав пополняется цианом.

Пояс Койпера — это скопление ледяных объектов, которое находится на краю Солнечной системы — между Нептуном и Плутоном. Со стороны он напоминает пояс астероидов, но шире и массивнее. Его открыли в конце XX века. Крупнейший объект пояса — это Плутон.

— Есть еще один источник комет. В простонародье его называют облаком Оорта. Огромное облако за пределами 100 астрономических единиц, откуда тоже прилетают кометы. Эту комету сфотографировал я, снимок сделан на полуметровый телескоп. Все объекты, которые проходят мимо Земли, представляют большой интерес, — рассказал Александр Иванов.

Кометы делятся на долгопериодические и короткопериодические. Среди короткопериодических комет можно выделить комету Галлея, она возвращается к Солнцу раз в 75–76 лет. Более старые кометы находятся около ядра Солнечной системы, более молодые — за орбитами Нептуна и Плутона. Долгопериодические прилетают к нам, вероятно, из облака Оорта, короткопериодические — «рождаются» в поясе Койпера.

Облако Оорта — сферическая область Солнечной системы — «родина» долгопериодических комет. Причем облако находится намного дальше за поясом Койпера и его существование не подтверждено. Это гипотетическая часть Солнечной системы, на наличие которой указывают лишь косвенные факты. Астрономы считают, что оно является источником всех долгопериодических комет и комет галлеевского типа. Обычно орбиты комет из облака Оорта намного длиннее тех, что прилетают из пояса Койпера.

Как кометы обретают хвосты?

Сам по себе хвост образуется из комы кометы — это облако пыли и газа, которое окружает ядро. Ядро может быть небольших размеров (несколько десятков километров), в отличие от комы (десятки тысяч и даже миллионы километров). При сближении с Солнцем заряженные частицы, которые испускает звезда, толкают ионы комы, вытягивая их в хвост. Последний может растягиваться на сотни миллионов километров. Причем под влиянием Солнца пыль и газы из комы ведут себя по-разному. Пыль остается на орбите, а газовый хвост меняет свое направление в зависимость от нахождения Солнца. Он всегда направлен в противоположную сторону от светила.

Примерная орбита кометы. На скриншоте виден хвост кометы, который направлен в противоположную сторону от Солнца

— Ядра кометы не столь велики. Они измеряются десятками километров. Даже если сравнивать с Луной, ядро очень маленькое. А вот кома может достигать миллионов километров. Но это неплотная составляющая — пылинки, газ. После оборота комета становится опять маленькой внешне, а вещество либо испаряется, либо оседает на ядро. Ядро этой кометы пока сложно оценить. Приблизится — поисследуем, посмотрим, — рассказал Александр Иванов.

Когда кометы «показывают» свои хвосты?

По мере приближения к Земле и Солнцу хвост кометы всё активнее начинает приобретать свою форму. Он образуется из-за выбросов из ядра кометы, схожих по природе с гейзерами. Когда хвосты становятся яркими, ученые могут получить спектральный анализ веществ ядра. В этот момент вещество кометы начинает испаряться, а сама она высвобождает пылевые частицы.

— Если сравнивать с астероидами, то они обычно отражают свет Солнца. Можно только гипотетически предполагать, какой химический состав у него. Комета же выбрасывает вещество, которое образует хвост. Вот на основе этого процесса мы можем посмотреть, из чего состоят ядра комет. Вероятность того, что ядра состоят из того же вещества, которое и выбрасывают в космос, примерно 50%. Любая комета, которая еще и близко к Земле проходит, имеет большую ценность. Не так много ярких комет можно увидеть. Надеюсь, к концу года нам повезет, мы сможем увидеть хвостатую комету. 2 февраля 2023 года она пройдет от Земли на расстоянии 0,29 астрономической единицы (около 43 миллионов километров). Надеюсь, что это будет что-то феерическое, хотя бы на фотографии. Кстати, максимальное удаление этой кометы — более 2 тысяч астрономических единиц, — сказал ученый.