Пробраться в заброшенный аэровокзальный комплекс Абхазского аэропорта можно без труда. Убираем фанерку от двери, которая, вероятно, больше рассчитана на домашний скот. Ведь, оказавшись в здании, животное легко может попасть на взлетку. Обязательно возвращаем импровизированную дверь обратно.
Здание внутри выглядит крепким, без трещин и ветхости, только разбиты огромные витражные окна и потрепана облицовка. Но видно, что строили аэропорт на века. Зал в два яруса, широкая лестница. Везде много света. Наверняка посетителям было удобно.
Выходы к самолетам ведут на аэродром. Прямо отсюда без всякого пафоса люди шагали к трапу пешком.
А это багажный транспортер. Чемоданы подавались пассажирам с улицы. Видно, что лента фуникулера уходит во двор.
На части взлетного поля, а оно здесь огромное, местные выращивают кукурузу.
После грузино-абхазского конфликта на аэродроме оставались несколько брошенных самолетов, но их уже разрезали и сдали на металл. Сейчас тут стоят самолеты национальной авиакомпании республики. С недавнего времени выполняются внутренние рейсы.
Разговоры о том, что аэропорт Абхазии неплохо было бы восстановить и эксплуатировать полноценно, ведутся последние 10 лет. Он мог бы выполнять функцию запасного аэродрома. Но руководство Абхазии не раз подчеркивало, что на это нет денег. А потребуется не один миллиард рублей. Инвестора ищут в России.
Сочи считается одним из самых сложных аэропортов в России. Взлет и посадка возможны только с одной стороны, с моря. А весной и осенью над огромной гладью воды всегда туман. Бывает, что пассажиры застревают на сутки и более.
По словам командира воздушного судна авиакомпании «Россия» Дмитрия Абакумова, в Сочи отправляют лишь самых опытных пилотов. Он рассказывает, что в непогоду самолеты делают круги над городом и ждут окно для посадки. И если топливо на исходе, чтобы не рисковать, улетают на запасной аэродром.
Сейчас, когда небо юга закрыто, это Минеральные Воды или Махачкала, совсем не ближний свет. И туда должно хватить горючки. Также мешают горы для маневра при развороте на второй круг. Аэропорт Сухума имеет явные козыри перед Сочи.
Абхазский аэропорт расположен как на ладони, в Колхидской низменности. Открытое пространство обеспечивает посадку с двух сторон.
Кроме того, взлетно‐посадочная полоса сухумского аэропорта является одной из самых длинных в СНГ и составляет 3,64 км. Такой ее сделали еще в советские годы. В Сочи же расширить взлетку до 2890 метров удалось совсем недавно в рамках масштабной олимпийской модернизации.
Есть еще одна интересная особенность аэропорта: взлетка практически примыкает к прибрежной зоне Черного моря. Есть версия, что это позволяет самолетам скрываться от радаров, так как сразу после взлета они парят на малой высоте прямо над морем.
С эксплуатацией аэропорта Сухума есть масса сложностей. Международная организация гражданской авиации ICAO его признает, считая небо над Абхазией грузинским. Аэропорт исключен из действующих международных сборников аэронавигационной информации. Авиакомпании — члены международного воздушного союза IATA — не выполняют полеты в Абхазию во избежание санкций и запрета на международные рейсы.
Рядом с заброшенным терминалом небольшое свежеотремонтированное здание. Тут базируется национальная авиакомпания «Абхазские авиалинии».
В марте 2023 года глава республики Аслан Бжания сообщил, что в ближайшее время Абхазия и Россия подпишут соглашение о модернизации аэропорта в Сухуме. По его словам, уже завершены проектно-изыскательские работы. Инвестор намерен в апреле 2023 года получить одобрение госэкспертизы. Запустить аэропорт Сухума планируют в 2024 году.
Местные жители уверены, что как только заработает их аэропорт, он отберет половину туристов у Сочи.
По данным Росстата, в 2022 году по числу российских туристов Абхазия обогнала Турцию. Туда съездили отдохнуть 5,4 млн россиян.