Дороги и транспорт «Деньги на поддержание штанов». Представитель краснодарских маршрутчиков — о неизбежности повышения цен на проезд, инфляции и чужом опыте

«Деньги на поддержание штанов». Представитель краснодарских маршрутчиков — о неизбежности повышения цен на проезд, инфляции и чужом опыте

Узнали, почему краснодарцы до сих пор ездят в старых и ветхих маршрутках

Представитель рассказал о сложностях в этом бизнесе

В Краснодаре в конце ноября подорожает проезд в маршрутке № 62 — теперь пассажиры будут отдавать 35 рублей вместо 30. Почти всегда за одним перевозчиком подтягиваются и другие, поэтому можно предположить, что очень скоро во всех маршрутках увеличится цена проезда. И это притом что с момента последнего изменения не прошло и года.

В этот раз мы послушали, пожалуй, одно из самых непопулярных мнений — точку зрения перевозчиков. Ведь считается, что владельцы маршруток только и знают, что поднимать цены ради собственной выгоды и продолжать возить пассажиров на разбитых пазиках без кондиционеров. О том, на что тратятся деньги и почему перевозчики работают чуть ли не в минус в нынешних условиях, рассказал глава Союза транспортников Кубани Иван Петров.

Почему в Краснодаре снова начала расти стоимость проезда?

— Подорожание происходит не только в Краснодаре. На самом деле многие города России с сентября начали поднимать стоимость проезда, и достаточно существенно. Например, с 11 ноября Ростов изменил стоимость на 7 рублей. Потому что топливо везде дорожает, его цена изменилась на 16% за 10 месяцев текущего года. И так примерно во всех регионах. Запасные части тоже подорожали на 20–25% — в зависимости от производителя. Это подталкивает и вынуждает перевозчиков тоже индексировать цены. При этом четко надо понимать, что это изменение — это инфляционная составляющая. В это повышение тарифа не заложена дополнительная прибыль или деньги на обновление подвижного состава в будущем. То есть, если говорить на сленге, это деньги на поддержание штанов. Потому что эти 5 рублей от 35 — это и есть те самые 16%, не больше. К тому же во время пандемии снизился пассажиропоток. Зампред правительства Марат Хуснуллин сообщал, что в среднем по России он уменьшился на 19%. По Краснодару это порядка 15%.

Я прекрасно всё понимаю, я отслеживаю соцсети, читаю комментарии людей и смотрю реакцию населения. В основном она всегда такая: зарплаты не подняли, а стоимость подняли. Но у меня тогда такой вопрос: у нас с вами картошка в январе прошлого года стоила 35 рублей, сейчас — 60 рублей. На сколько процентов подорожала картошка? К сожалению, не на 16%, а значительно больше. И таких примеров можно привести очень много. К сожалению, даже официальная инфляция сейчас в России 8%, и она, я думаю, еще будет скорректирована в сторону увеличения. Это только официальная часть. Я утрирую, но если судить по картошке, то инфляция не 8%, а значительно больше.

В январе стоимость проезда в маршрутке выросла с 28 рублей до 30

Если убрать в сторону прибыль, какая сейчас себестоимость одной поездки у частного перевозчика?

— Союз транспортников Кубани делал такой расчет, для разных видов транспорта она будет разной. Для Краснодара самый распространенный автобус — это марка ПАЗ среднего класса вместимости с двумя видами топлива, газовым и дизельным. Для автобусов с метановым двигателем обоснованной будет цена около 36,5 рубля. И для другой модели, более вместительной, — 37 рублей. Для дизельных машин 44 и 47 рублей соответственно, потому что солярка дороже. Цифры действительно высокие. Но посмотрим на пример двух столиц. В Санкт-Петербурге стоимость проезда в автобусе — 55 рублей. В Москве чуть дешевле, но, опять же, цена принципиально отличается от Краснодара. Я не призываю делать, как там, — я понимаю, что уровень дохода в Санкт-Петербурге и Москве чуть выше, чем в Краснодаре. Но запчасти, ГСМ (горюче-смазочные материалы) стоят так же, как и у нас. Да, там работают более комфортные и современные автобусы, но и цена соответствующая — за это платит население.

Получается, сейчас транспортные компании у нас в минус работают?

— Не в минус все-таки. Они работают с минимальной рентабельностью и без возможности обновления подвижного состава. Конечно, население жалуется на те автобусы, что ездят сейчас, и хочет новые. И перевозчик, самое главное, хочет того же самого. Потому что он понимает, что новый автобус работает и не ломается, а старый автобус, которому 8–10 лет, постоянно требует ремонта и ухода.

Но почему так редко у нас меняются машины? Потому что на это не хватает денег. Посмотрим на МУП КТТУ, там несколько лет обновляются трамваи. За чей счет обновляются? За счет субсидий, которые выделяет край уже три года — по миллиарду в год. Коммерческим перевозчикам кто-то дал деньги на приобретение автобусов? Нет.

И при всем этом у нас всё равно медленно, но верно меняется автопарк. Когда-то в городе работали желтые «Газели», потом их постепенно заменили на «Хёндаи». Они в два раза больше «Газели», и в них хотя бы в полный рост получается зайти. И всё равно это маленький автобус, поэтому сейчас их меняют на автобусы среднего класса, это ПАЗы разной модификации. Они больше и шире обычного «Хёндая», у них уже не три кресла в ряду, а четыре. То есть есть тенденция на обновление, автобусы каждое десятилетие становятся лучше и удобнее.

В городе еще можно встретить маленькие маршрутки

Но когда люди ездят в Москву и Санкт-Петербург, видят там огромные 12-метровые низкопольные автобусы с кондиционером, они задаются вопросом: а почему в Краснодаре такого нет? Но для этого есть только два пути решения: либо субсидии от государства, как на примере трамваев, либо увеличение стоимости проезда на уровне Москвы и Санкт-Петербурга, это около 50 рублей на текущий момент. Тогда, я вас уверяю, многие перевозчики возьмут автобус в лизинг и будут его оплачивать. Сейчас же они считают и понимают: я не смогу потянуть этот лизинг. Это всё равно что человек, который думает, брать ли ему ипотеку и хватит ли ему денег на ежемесячный платеж. То же самое с перевозчиком: он стоит перед выбором и понимает, что не потянет.

Но есть же удачные варианты решения. Например, общественница Марина Репещук недавно ездила в Новокузнецк (550 тыс. человек), где перевозчики работают по брутто-контрактам: там абсолютно новые автобусы и при этом небольшая стоимость проезда. По ее словам, Краснодару необходима реформа и переход на те же контракты.

Брутто-контракты — новая система работы общественного транспорта, при которой деньги от пассажиров поступают не перевозчику, а в городской бюджет. Администрация в таком случае сама распределяет деньги между транспортниками, но не за количество пассажиров, а за пройденные километры или авто-часы. Особенность контрактов в том, что мэрии придется тратить колоссальные средства (например, миллионнику Воронежу — от миллиарда до полутора миллиардов рублей в год) и взять на себя все контрольные обязательства по качеству перевозок. Перевозчикам при этом больше не надо будет гоняться за количеством пассажиров на остановках, ведь есть фиксированная сумма за пройденный маршрут.

— Я категорически против брутто-контрактов. Да, действительно, с контрактами в городе появляются большие, новые и красивые автобусы. Только есть нюанс, о котором общественница умалчивает: машин на линиях становится меньше, потому что их сразу закупают большими. Это простая экономика: раз каждая отдельная машина больше, то прежнее количество техники уже не нужно. Например, в том же Новокузнецке, со слов местных перевозчиков, раньше выходило на линию порядка 600 машин. А теперь на улицу выходит около 350 машин, если я не ошибаюсь. То есть почти вдвое меньше стало автобусов. Есть и опыт Волгограда, где крупный перевозчик начал осуществлять брутто-контракт. Раньше его автобусы маленькой вместимости ходили каждые десять минут, а теперь ходит один, но большой автобус раз в час. Мои родственники там живут, и я знаю, о чем говорю, — раньше люди ездили в тесноте, но по крайней мере могли в любое время уехать. А сейчас надо подстраиваться под расписание: опоздал — жди еще час. То есть это спорный вопрос.

К тому же, когда человек стоит час на остановке, это подталкивает его в конечном счете пересесть на недорогой автомобиль. И что происходит через пять лет? Мы получаем в городе дополнительное количество техники и новые пробки, и этот брутто-контракт приводит в конечном счете к усугублению ситуации.

Перевозчик, конечно же, не откажется от выплат, тем более что он будет получать деньги за выполненные рейсы, а не количество пассажиров. Но это вопрос приоритетов для власти: у нас сейчас дети в школах учатся в три смены, новые не успевают строить. Контракт предполагает не только то, что перевозчик сможет брать новые машины, но и то, что водитель будет получать белую зарплату в 60 тысяч рублей. Город всё это просто не потянет. Конечно, за чужой счет приятно жить, но нужно быть все-таки ответственным перед собой и бюджетом города. Можно ли дома красить золотой краской? Можно, но целесообразно ли это? Так и здесь: едет в 22:00 огромный 12-метровый автобус, в котором сидят три пассажира. Стоимость перевозки этих трех человек обойдется дороже, чем такси. Я не уверен, что это правильно.

Опять же, еще один косвенный фактор против. Брутто-контракт действует 5–7 лет, и за первый год по нему меняют весь автопарк. Но по законам этого бизнеса в год надо менять около 10% техники, чтобы автопарк был сбалансированным: и с новыми машинами, и старыми. Иначе после окончания контракта город остается с убитыми, изношенными автобусами, которые надо менять одновременно — весь подвижной состав в одинаково плохом состоянии.

Краснодарские ПАЗы выглядят довольно старыми и изношенными

А в Краснодаре разве удается менять эти 10% ежегодно?

— К сожалению, нет, поэтому здесь и есть недовольство населения, я это понимаю. Надо идти к этим 10%, но как? В моем понимании, для этого нужна поддержка. Беспроцентный кредит на приобретение техники, федеральная или региональная программа, которая позволила бы перевозчику приобретать машины.

Понимаете, я не знаю ни одного перевозчика, который бы пришел в автосалон и купил машину за деньги. Это всегда либо кредит, либо лизинг. Человек вносит от 10 до 30% от стоимости техники и в течение 3–5 лет выплачивает, только потом машина переходит в собственность. А если добавить к этому инфляцию?

А еще люди часто недовольны тем, что стоимость растет, а кондиционеров в автобусах по-прежнему нет. Все привыкли, что в квартирах сплит-системы стоят от 15 тысяч до 30 тысяч, максимум 50 тысяч рублей. А между тем в автобусе сплит-системы стоят от 150 до 500 тысяч рублей.

Но ведь наличие кондиционера — это обязанность, которая прописана в контракте с мэрией. Перевозчик соглашается на нее, когда начинает работать по контракту.

— Хочу уточнить, что с 2019 года большая часть муниципальных маршрутов обслуживается по свидетельствам, выданным департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар. В этих свидетельствах прописаны технические характеристики, предъявляемые к транспорту, обслуживающему маршруты. Действительно, в число этих характеристик входит наличие системы кондиционирования, но это требование предъявляется к транспорту не на всех маршрутах. Органы контроля при проведении проверок иногда выявляют нарушения — либо недействующий кондиционер, либо его отсутствие. За такие нарушения на перевозчиков составляются протоколы и выписываются штрафы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Вот дура, и чего мне спокойно не жилось». Как три года назад сибирячка квартиру в Краснодаре купила
Анонимное мнение
Мнение
Зачем пытались переименовать Краснодар обратно в Екатеринодар и при чем тут американцы?
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления