Депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении законопроект, запрещающий прописывать в одной квартире по десятку человек. Однако по мнению экспертов рынка, предприимчивые граждане и нелегальный бизнес, зарабатывающий на регистрации, все равно найдут лазейки в законе.
Поправки в Жилищный кодекс, которые ужесточают процедуру прописки, внесли в Госдуму в январе текущего года. Случаи, когда в одной квартире или даже комнате за деньги прописывают по нескольку десятков, а то и сотен человек давно перестали быть редкостью, пишут «Известия».
По словам автора законопроекта, председателя думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова все чаще регистрацию стали покупать, чтобы обналичить материнский капитал – закон разрешает тратить эти деньги на улучшение жилищных условий, чем и пользуются мошенники.
Согласно новым поправкам, если на одного человека будет меньше положенной по закону нормы, прописать там можно будет только близкого родственника: супруга, ребенка или отца с матерью. Остальные смогут поселиться в доме или квартире только в том случае, если суд признает их членами семьи.
Кроме того, законопроект предлагает установить размер минимальной доли в праве на жилье. Например, в квартиру площадью 30 кв. м разрешено будет делить только на три части – по 10 кв. м на каждого собственника. Жилплощадь побольше – от 30 до 60 кв. м – на шесть частей. А квартиры и дома от 60 до 120 кв. м – на 10. Сейчас можно купить хоть метр жилой площади и стать ее полноправным собственником, сообщает издание.
По словам директора «Союза риелторов Кубани» Ольги Проценко, возможно законопроект поможет упорядочить список проживающих в квартире людей, уменьшится число прописанных мигрантов. Однако в будущем лазейки в законе всегда найдут. Число обращений в суды может увеличиться. Взять хотя бы ситуацию, когда нужно прописать в квартире гражданского мужа или жену, они не являются родственниками, следовательно придется обращаться в суд.
Как считает старший юрист Адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко, законопроект, в случае его принятия, безусловно, ограничит нелегальный бизнес на регистрации, однако не уничтожит его полностью. Причина в том, что в действующем российском законодательстве нет абсолютно точных и ясных критериев, по которым человека можно признать «членом семьи».
«Так, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ говорит о том, что в исключительных случаях членами семьи собственника могут быть признаны «иные граждане» (не родственники), если они вселены собственником в качестве членов своей семьи». Заметьте, как неопределенно и расплывчато: член семьи – это тот, кто вселен как член семьи!», – отмечает юрист.
Законопроект предписывает определять члена семьи «в соответствии с семейным законодательством». Однако его предписания еще более неопределенны. Статья 2 СК РФ прямо называет в качестве членов семьи, кроме кровных родственников, тех же «иных лиц», причем без каких-либо дополнительных признаков. «Поэтому доказывание собственником жилья в суде того, что человек, которого он хочет прописать у себя – член его семьи, не всегда будет представлять для собственника глобальную сложность. Большинство нелегальных мигрантов – выходцы Кавказа и Средней Азии, для которых традиционны большие семьи, разрастающихся порой до многочисленных кланов», – говорит Сергей Радченко.
По мнению юриста, коррупционная составляющая таких дел высока по двум причинам. Во-первых, вынести решение о признании членом семьи, суд может только в особом производстве в порядке установления факта, имеющего юридическое значение, то есть здесь не будет противоборствующих сторон. Таким образом, решение заведомо для судьи никто не будет обжаловать, то есть начальство с него не спросит. Во-вторых, такой судебный процесс, может быть закрытым на основании ч. 2 ст. 10 ГПК РФ – по ходатайству собственника жилья, в целях обеспечения неприкосновенности частной жизни. Следовательно, на такой процесс никогда не попадет ни пресса, ни публика.
«По сравнению с действующим уведомительным порядком регистрации, когда без ведома собственника в его квартире оказывались зарегистрированными неизвестные ему лица – это безусловный прогресс. Ограничение количества долей в праве общей долевой собственности теоретически может ограничить возможность приобретения жилья, но на практике такие ситуации едва ли будут возникать часто», – считает Сергей Радченко.