Минрегионразвития РФ хочет установить предельную цену, по которой государство готово финансировать строительство объектов, рассказал «Ведомостям» заместитель министра регионального развития Константин Королевский. На данный момент из-за ее отсутствия, стоимость строительства объектов для государства может увеличиваться в разы.
«Сейчас, когда оценивают объект, используют сметы 80-х годов, умноженные на коэффициенты, а конкурс по выбору подрядчика выигрывает компания, предложившая максимальное снижение цены», – рассказывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
При расчете стартовой стоимости, с которой начинается аукцион, используются нормативы 1991-1992 годов, что и ведет к завышению цены. Например, учитываются нормативы работы техники, используемой в те годы, тогда как сейчас есть гораздо более эффективные модели, пишет издание, со ссылкой на слова топ-менеджера одной из стройкомпаний.
«В последнее время все чаще стоимость объекта от стадии бюджетного планирования до стадии реализации возрастала на 50-60%, а то и вовсе в разы, причем часто – из-за умения подрядчиков на бумаге обосновывать возрастающие издержки», – говорит Королевский.
Есть также реальные причины. «Стоимость может вырасти за счет изменений в проекте со стороны заказчика и роста цен на стройматериалы, например, в 2010 году металл подорожал более чем на 40%», – говорит представитель корпорации «Главстрой» Виталий Королев.
По словам замминистра, Минрегион разработал укрупненные нормативы цены – сборники показателей предельных цен строительства объектов по каждому субъекту Федерации. В структуре нормативов заложены строительно-монтажные работы, накладные расходы, сметная прибыль и прочее. Ранее эти затраты в большинстве случаев и так закладывались в стоимость контракта, но теперь это предложено делать во всех случаях.
«Отдельно прописаны нормативы «наружные сети связи», «сети водоснабжения и канализации», а также «сети газо- и теплоснабжения» и «электрика»: это поможет при составлении сметы вычленить показатели, ненужные при возведении конкретного объекта», – говорит Королевский.
Не включены в нормативы плата за землю и земельный налог в период строительства, за подключение к внешним инженерным сетям, затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам. Сейчас Минрегион формирует региональные базы данных по стоимости сырья и материалов.
По мнению многих экспертов, установить предельную цену в строительстве невозможно или это должна быть заоблачная цена. «Установить норматив цены сводом правил невозможно, считает Михаил Блинкин. – Например, при строительстве дороги в городе две трети ее стоимости может прийтись на сопряженные расходы из-за необходимости переносить коммуникации».
Минрегион планирует утвердить нормативы цены в этом году, после чего они будут использоваться для расчета федеральных адресно-инвестиционных программ, которые государство планирует финансировать в 2013 году. При превышении предельных цен государство не будет финансировать стройку.
По словам представителя компании GVA Sawyer в Краснодарском крае Евгения Панасенко, госзаказ для девелоперов был «палочкой-выручалочкой» в кризис, чтобы оставаться на плаву. «По сравнению с обычным рынком, госзаказ невыгоден. Там другие цены, девелопер зарабатывает совсем немного, а иногда работает в ноль. Однако у него остается часть квартир, которые он сможет реализовать в рынке, поэтому есть плюсы – небольшой заработок и рост объемов строительства», – говорит эксперт.