Вечером 22 октября в Музыкальном микрорайоне Краснодара загорелась мансарда жилого дома, огонь охватил 200 квадратных метров площади. Из здания эвакуировали 76 человек. По предварительным данным мэрии, причиной пожара стала неисправность электропроводки. Сам дом — самострой, узаконенный через суд.
Корреспондент 93.RU Валерия Дульская своими глазами посмотрела на последствия пожара, пропахла дымом и поговорила с местными жителями.
А жить мне где?
Узкая разбитая дорога с хаотичной парковкой и ларьками. Одну полосу перекрыла фура сетевого магазина, поэтому поток машин терпеливо самоорганизовал реверсивное движение. Однотипные дома стоят настолько близко друг к другу, что найти пострадавшую при пожаре пятиэтажку получается не сразу. Помогли сотрудники МЧС в форме, которые ходили группками вдоль улицы.
Узкий двор огорожен забором, но пройти на территорию сейчас может любой желающий. В доме один подъезд, лифта нет. Вид из окон квартир выходит на другие окна — здесь еще не всё так плохо, как у соседей. В некоторых домах кажется, что можно из дома в дом вытянутой рукой передать сладкое к чаю.
Вечером в воскресенье, 22 октября, в одном из таких однотипных домов начался пожар на мансардном этаже. Многие люди были уже дома. Из-за деревянных перекрытий пламя мгновенно охватывало квартиры, поэтому площадь с 80 квадратов быстро выросла до 200. Полностью огонь удалось потушить только спустя несколько часов.
Когда начался пожар, женщина вышла из квартиры и увидела пламя. Первым делом она кинулась спасать кота — от страха он забился под диван и отказывался выходить. Сейчас с животным всё нормально, но есть и пить он пока отказывается. Коту временно приходится ночевать в квартире самому — взять его с собой у хозяйки нет возможности.
— Я вышла из квартиры и увидела, что оттуда полыхает пламя. Я пыталась кота спасти, бедный кот, я еле его нашла. Я думала, я кота потеряла. Он у меня пугливый, я не смогла его вытащить из-под дивана, оставила ему двери открытыми. Потом вернулась, он забился, я говорю: «Ну что, будешь сам ночевать». Куда я его возьму? — разводит руками женщина.
Больше всего пострадали четыре квартиры на мансардном этаже. Для них сейчас управляющая компания объявила сбор денег, чтобы люди смогли купить хотя бы самое необходимое — не считая ремонта, всю мебель тоже придется выбросить. Жительница одной из пострадавших квартир сейчас остановилась у коллеги, но долго жить так не получится. Женщина надеется, что собственникам помогут хотя бы с основными работами: сейчас сквозь потолок и стены видно перекрытия, а окна местами лопнули.
— Они сейчас сделают экспертизу, сначала сказали два месяца, потом вообще полгода. А жить мне где? Я же не могу постоянно жить у коллеги. Вы мне хотя бы сделайте крышу, а дальше уж я сама своими силами начну ремонт делать. Потому что мебель вся навынос, куплю какой-то диван и начну делать ремонт.
Ее соседка Виктория живет в соседней квартире от той, где, предположительно, был очаг возгорания. Сами местные пока не знают, что именно случилось и откуда начался пожар. Хотя представительница управляющей компании Наталья утвердительно сказала, что это уже установили — пожар начался в одной из квартир. Скорее всего, там произошло замыкание.
Две прошлые ночи Виктория провела в гостинице, но женщина так и не поняла, что делать дальше. Отель, по слухам, всего на два дня оплатил «кто-то из депутатов или эмчеэсовцев» за свой счет. Всё дело в том, что администрация не может выделять бюджетные деньги в таких случаях. Теперь женщина не знает, что делать, но ремонт пока она не потянет.
— Пока экспертизы не будет, я не буду делать ремонт. Я без работы, у меня не за что. Я заселюсь завтра, и всё, голодовку устрою, не знаю. Я не выйду отсюда, — дрожащим голосом говорит женщина, пытаясь веником собрать с пола воду с пеплом.
Когда всё строилось, кто-то получал деньги
Кирпичный дом на улице Ангарской, 1/5 построили в 2008 году — как раз в то время Музыкальный только начинал расти. Люди, купившие квартиры на старте развития микрорайона, не сразу поняли, во что ввязались. Им обещали всю инфраструктуру, но что-то пошло не так.
— Так понастроили, что с той стороны пожарка подъехать не может. И никто не ответит за этот самострой. Когда я квартиру только покупал, застройщик говорил: «Здесь будет дом, рядом многоярусная парковка, через дорогу большой спортивный комплекс». Прошло два года, вместо парковки построили дом. Прошло еще два-три года, начали строить дома через дорогу. А они семиэтажные, лифта в них нет, — объясняет журналисту 93.RU местный житель Сергей Шубин.
По словам местных жителей, схема по застройке района у частников была примерно одинаковая. Сначала возводили три-четыре этажа в рамках закона, затем обустраивали цоколь и пристраивали к ним мансарду, чтобы увеличить этажность. После этого здание узаконивали через суд.
— Они строили, потом вводили через суды. То, что весь микрорайон построился, виноваты власти города, прежде всего. Суды, вся эта вертикаль власти. Но новая власть же должна как-то за прежнюю отвечать? «Единая Россия» была и тогда, и сейчас. Тут не проблема одного дома, проблема всего микрорайона. И не только мансарды, когда всё строилось, кто-то получал деньги, по цепочке поднимались. Теперь один министром стал, другой в депутатах сидел, — возмущаются жители пострадавших квартир.
Когда всё строили, это было пригодно, а сейчас нет
По словам местных жителей, квартиры в этом доме продавал застройщик Сергей Додосенко, который только в 2011 году зарегистрировал ИП с основным видом деятельности «покупка и продажа собственного недвижимого имущества». Мужчина был в числе учредителей ЖСК «Мусоргского-9», «Есенинский» и «Южный дом». В 2014-м предприниматель получил разрешение на строительство многоэтажек на улице Автолюбителей, 1/3. В 2017 году Додосенко обращался в администрацию по поводу участка на улице Снесарева, 6.
Так, на улице Автолюбителей департамент архитектуры и градостроительства разрешил построить две отдельно стоящие секции по 17 этажей с цокольным этажом, с размещением общественных помещений в цоколе и на первых этажах. Документ подписал директор департамента Игорь Мазурок, которого в 2018-м заключили под стражу за злоупотребление полномочий.
Напомним, что такие ЧП случались в Музыкальном и раньше. Сильный пожар случился в сентябре 2020 года на улице Российской, 267/6 — это всего в 15 минутах пешком от Ангарской. Тогда выгорел весь деревянный мансардный этаж (54 квартиры). Дом также оказался самостроем, его узаконили через суд.
Три года назад администрация города на следующий день после пожара выделила пострадавшим по 10 000 рублей на неотложные нужды, позже погорельцы получили и дополнительные выплаты. Среди жителей Краснодара организовывали сбор гуманитарной помощи, где все желающие могли привезти какие-то вещи. Восстановить дом обязали застройщика.
В случае с улицей Ангарской ничего из вышеперечисленного сделано не было, по крайней мере пока. Люди не получили выплат, деньги на помощь погорельцам управляющая компания собирает своими силами, а о застройщике власти не заикались.
— Сказали, ничего не будет, максимум помощи, что они просушат подъезд одной пушкой этой. Мы должны пройти экспертизу, будет понятен виновник, и с него должны будет высуживать, если с него будет что взять. У меня знакомую через капремонт затопило, они два года судятся, — рассказывает местный житель, чью квартиру затопило во время тушения пожара.
— Я сомневаюсь, что будут что-то делать. Мы стояли в сторонке, когда человек из администрации давал интервью и говорил про работы по водоснабжению и электричеству. На этом всё. Ни слова не сказал про остальное, потому что эти квартиры «непригодны для жилья». То есть когда это всё строили, это было пригодно, а сейчас нет, — соглашается с соседом другая местная жительница.
Сейчас все желающие, кто хочет помочь, могут обратиться в управляющую компанию «Гарант», которая взяла здание на баланс только в июле этого года. Так как сразу несколько семей остались один на один с бедой, людям пригодится любая помощь. Особенно стройматериалы или мебель, которой хватило бы на первое время.
— Сбор идет для четырех квартир, но пострадал весь стояк. Водой же всё пролили. Сейчас оценка ущерба, пожарные еще свои выводы не сделали. Когда выяснят причину, установят виновника, а мы будем через суд с него взыскивать. А если нет виновного, тогда как? А если он какой-то малоимущий, с него что возьмешь? А тут громадный ущерб, — объяснял ситуацию Сергей Шубин.