Происшествия Гибель туристов на Эльбрусе «Мне стали слышаться голоса». Помощник гида, попавший в бурю на Эльбрусе, рассказал о своем спуске (видео)

Мужчина заранее отделился от группы вместе с девушкой, которую не сумели спасти

МЧС удалось спасти 14 альпинистов из 23

Трагическая история туристической группы, которая заблудилась на Эльбрусе, прогремела на всю страну. Во время урагана туристы потерялись на высоте более 5000 метров, несколько человек погибли.

Baza опубликовала рассказ помощника гида о произошедшем. Он заранее отделился от группы вместе с девушкой, которую решили отправить вниз из-за плохого самочувствия. Публикуем его воспоминания с некоторыми выдержками.

Когда мы с Макаровой стали спускаться по веревочным перилам к седловине (самая низкая точка между двумя горными вершинами. — Прим. ред.), резко ухудшилась погода: начался сильный ветер, снег, всё заволокло туманом, резко понизилась температура. На фоне ухудшения погоды ухудшилось состояние Макаровой, она вообще не могла идти сама. Мне приходилось пристегивать ее к перилам и с помощью веревки стаскивать вниз. <...> Я думал, что ей станет легче, однако ее состояние ухудшилось: она не могла стоять на ногах и постоянно говорила, что ей холодно. Я понимал, что не смогу довести ее до ратрака (места, где было начато восхождение), поэтому решил довести ее до пещеры недалеко от тропы на седловине, чтобы попытаться согреть.

Вокруг был плотный туман, сориентироваться в направлении пещеры было очень сложно, и в итоге мы отклонились от маршрута.

«В это время я, по сути, просто тащил ее по земле и вспомнил о том, что необходимо сообщить спасателям о ситуации»

Я несколько раз вышел по рации на пятигорских спасателей и сдублировал сообщение на частоту эльбрусских спасателей. Ответа не последовало, в этом месте на седловине всегда плохая связь.

Также по рации я сообщил о сложившейся ситуации гиду Никифорову и попросил срочно вызвать спасателей. На это он ответил мне, что у них тоже чрезвычайная обстановка, но подробностей не сообщил. Я продолжил тащить Макарову в сторону пещеры. <...>

Я снова связался с Никифоровым, и он сообщил, что они с группой спускаются по перилам и уже прошли большую часть, то есть им до седловины, где находились мы, оставалось примерно 400 метров. <...>

Я понял, что направление к пещере сбивается, и решил оставаться на месте, ожидая основную группу.

Примерно часа два я находился на месте и кричал, чтобы меня могли услышать. Макарова всё это время находилась без сознания.

«Я стал пытаться привести ее в чувство, но она не подавала признаков жизни, а ее кожа стала белой»

Примерно полчаса я находился с ней рядом, кричал и не мог понять, почему так долго спускается основная группа. Мне стали слышаться голоса, на что я кричал в ответ, и мне казалось, что они меня не слышат из-за ветра, так как я кричал против него.

Поскольку Макаровой я уже ничем не мог помочь, я решил идти навстречу группе. Когда я вышел на северо-западный склон в противоположном направлении нашего подъема, я понял, что крики, которые я слышал, были слуховой галлюцинацией. Тогда я начал движение обратно к седловине. Так как маска и лицо обледенели, а без перчаток я почистить их не мог, я стал наощупь и по памяти направляться к спуску на южный склон.

Примерно в 18:00 я вышел в район подъема ратрака, и мне удалось со своего мобильного телефона дозвониться до водителя. Он встретил меня и эвакуировал в лагерь. От него я узнал, что обе группы ищут и что никто из участников, гидов и их помощников не спустился. Так как мне никакого вреда здоровью причинено не было, от госпитализации я отказался.

Волонтер Денис Алексенко показал, как проходила спасательная операция

Напомним, днем 23 сентября группа альпинистов потерялась на Эльбрусе. Их поиски осложнялись сложнейшими метеоусловиями: ветер с порывами до 70 м/с, мокрый снег, температура воздуха до -20 °C и отсутствие видимости дальше одного метра. МЧС организовывало спецоперацию, но из 23 участников группы пятеро умерли на склоне.

Старший гид группы считает, что причиной трагедии стало стечение обстоятельств: резкое понижение давления, сильнейший ураган. В списке участников туристической группы были и жители Кубани.

Все материалы об этом происшествии мы собираем в специальном разделе.