В редакцию портала 93.RU обратился житель Щербиновского района 31-летний Максим Соколов. Он рассказал, что обратился в клинику 3Z, которая находится в Краснодаре на улице Красных Партизан, чтобы сделать лазерную коррекцию зрения. Его ввели в медикаментозный сон, но операцию так и не сделали. Мужчина обратился в суд, чтобы взыскать компенсацию за моральный вред, но ему отказали. Рассказываем подробности этой истории.
Что за операция?
Согласно ответу клиники на претензию Соколова, подписанному гендиректором Александром Петросяном (документ есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.), 6 августа 2021 года врач-офтальмолог провел диагностику зрения Максима Соколова. Специалист установил диагноз мужчине и рекомендовал провести лазерную коррекцию зрения на оба глаза по технологии ReLEx SMILE или Femto Super LASIK.
В тот же день пациента осмотрел лазерный хирург. Ему провели лабораторное диагностическое обследование, в ходе которого никаких патологий не выявили. Также до операции Соколова осмотрел врач-анестезиолог, учитывая пожелание мужчины, ему выбрали анестезию Sevoran.
Соколов выбрал коррекцию зрения методом ReLEx SMILE, потому что на сайте клиники сказано, что этот способ считается «самым щадящим, быстрым и безопасным», медикаментозный сон, в который вводят пациентов, «обеспечит полное отсутствие страха, отрицательных эмоций и каких-либо неприятных ощущений», а сама процедура будет длиться около 15 минут.
Что пошло не так?
Спустя 12 дней, 18 августа 2021 года, Соколов явился в клинику для проведения операции, подписал согласие на медицинское вмешательство. После оплаты его провели в операционную и ввели наркоз. После выхода на первую стадию наркоза анестезиолог-реаниматолог несколько раз попытался установить мягкую ларингеальную маску, в том числе — с помощью ларингоскопа.
— Во время проведения прямой ларингоскопии были отмечены признаки аномального строения ротоглотки <...> Учитывая данную ситуацию, врачами было принято решение отказаться от дальнейших попыток установки ларингеальной маски, — говорится в ответе клиники.
Соколова начали выводить из наркоза. После пробуждения мужчину транспортировали в палату, где с ним поговорили и объяснили ситуацию. Спустя час, после полного восстановления сознания, беседу провели повторно и вернули ему на счет деньги, которые он заплатил за операцию.
— У меня сильно болело горло, также мне сказали, что во время манипуляций была повреждена щека. Было больно говорить и глотать, — описывает свои ощущения после пробуждения Соколов.
Мужчина считает, что аргументы специалистов об особенностях строения его организма «голословны», объясняя это тем, что перед операцией он прошел обследование стоматолога, отоларинголога и анестезиолога. Кроме того, 17 июня 2022 года челюстно-лицевой хирург Краснодарской краевой больницы № 1 выдал заключение, что никакой челюстно-лицевой патологии у Соколова нет.
По мнению мужчины, клиника нарушила его право потребителя на получение медицинской услуги, а вышеуказанные обстоятельства указывают на недобросовестность специалистов.
— Я исходил из того, что в клинике работают профессионалы. Если по результатам обследований они придут к выводу, что получение указанной услуги мной невозможно, небезопасно, рискованно и так далее, они честно об этом скажут на этапе диагностики, но не после введения в общий наркоз с его собственными рисками для жизни и здоровья, — говорит Соколов.
Мужчина обратился в суд с требованием выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Что решил суд?
Иск Соколова рассмотрел 14 октября 2022 года Ленинский районный суд Краснодара (решение суда есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.). Судья пришел к выводу, что односторонний отказ клиники от проведения операции был обоснованным, потому что это было сделано, чтобы избежать опасных последствий для пациента, а заключение челюстно-лицевого хирурга не свидетельствует об отсутствии факта аномального строения ротоглотки.
Связи между прерванной медицинской услугой и предполагаемым моральным вредом, причиненным мужчине, суд не установил. В связи с этим в иске Соколову отказали.
Мужчина пытался обжаловать решение суда в апелляции. Он указал на то, что получил наркоз без операции и провел после него в клинике под наблюдением специалистов меньше двух часов.
— Я не уверен, что прерванный общий наркоз безопасен для здоровья. Тот факт, что очевидные последствия не наступили сразу, не исключает наступление последствий для моего здоровья в будущем. Особенно с учетом того, что правдивую информацию о причинах произошедшего ответчик от меня скрыл, а от различных операций под наркозом в будущем никто не застрахован, — говорится в его апелляционной жалобе, которая также есть в распоряжении редакции.
25 мая 2023 года Краснодарский краевой суд рассмотрел жалобу Соколова и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Что сказали в клинике?
Корреспондентка 93.RU обратилась в клинику 3Z, попросила предоставить комментарий по ситуации и объяснить, почему на этапе диагностики специалист не выявил противопоказаний к операции.
В официальном ответе, который получила редакция, нас «убедительно попросили» отказаться от публикации, заявив, что в противном случае клиника оставляет за собой право «обратиться в контролирующие органы».
Также, сославшись на врачебную тайну, сказали, что «клиника ограничена в возможности предоставления какой-либо информации относительно оказания медицинской услуги пациентам», и отметили, что оснований сомневаться в решении судов нет.
Как вы считаете, требование Максима Соколова о компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей обоснованно?