
Так выглядит доступная среда
На фоне новостей о строительстве еще одного подземного перехода в Краснодаре, редакция 93.RU решила узнать у чиновников, сколько вообще подземников в городе стоят на балансе администрации. И какая сумма тратится из городского бюджета на их содержание.
В официальном ответе пресс-службы Краснодара, который подписал замглавы Краснодара Владимир Архипов, говорится, что в управлении у МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» находится 25 подземников. Три — оборудованы лифтами для маломобильных граждан. Речь идет о переходах на Московской, 162, Петра Метальникова, 32/1 и Красных Партизан в районе городской больницы № 2.
Все эти переходы обошлись бюджету в общей сложности в 244 миллиона рублей. И все эти подземники вводились в эксплуатацию с нарушением сроков. Да и после открытия местные жители постоянно жалуются на неработающие лифты.
Сейчас в городе строят еще один подземный переход — на улице Дзержинского. Цена вопроса — 153 миллиона рублей. И, да, его тоже собираются оборудовать лифтом. Срок окончания строительства подземника — 8 декабря 2025 года, а срок исполнения всех договоренностей между сторонами, включая оплату, — 29 декабря 2025 года.
Сколько стоит содержание?
По данным мэрии, за 2024 год на работы по содержанию всех подземных переходов выделяли 5,5 миллиона рублей. На санитарное содержание — почти 17 миллионов рублей. В 2025 году на это выделено уже 20,4 миллиона рублей.
В случае выявления дефектов в подземных пешеходных переходах они устраняются за счет муниципального контракта на содержание улично-дорожной сети, в 2025 году стоимость этого контракта превышает полмиллиарда рублей.
Зачем в городе строят подземники?
В ответе администрации на этот вопрос представлены сразу три тезиса:
Забота об автомобилистах;
Забота о пешеходах;
Забота об экологии.
— Подземный пешеходный переход является самым безопасным вариантом для движения пешеходов, не влияет на архитектурный облик города. Большое значение уделяется пропускной способности транспортных магистралей, комфортному и безопасному передвижению всех участников дорожного движения. В данной ситуации важно максимально снизить риски возникновения несчастных случаев путем исключения прямого пересечения транспортных потоков (автомобильных и пешеходных), — говорится в официальном ответе администрации города.
Также власти отметили, что транспортная инфраструктура города не справляется с потоком автомобилей. Поэтому, чтобы не провоцировать заторы, пешеходные потоки решили увести под землю. Кроме того, в администрации говорят, что таким образом заботятся об экологии.
— Улучшится экология за счет уменьшения выхлопных газов, так как автомобилисту нет необходимости снова разгонять машину, а на малых оборотах расход сжигаемого бензина увеличивается в два с лишним раза, — говорится в официальном ответ мэрии.
Что говорят урбанисты?
Еще три года назад автор блога «Город для людей» и урбанист Аркадий Гершман в беседе с журналистами РБК говорил, что с точки зрения общей городской мобильности, любой подземный пешеходный переход — это трата огромных денег для того, чтобы сделать город неудобным априори для каждого.
Подземные пешеходные переходы в развитых городах мира не строят последние полвека. Потому что они дорогие и бесполезные. По словам Гершмана, деньги от строительства подземника можно пустить на 30-40 мелких, но нужных объектов, и сделать что-то стоящее. Начиная от простой велоинфраструктуры и перекладки коммуникаций, заканчивая подсветкой 20-30 пешеходных переходов или модернизацией светофоров.
По данным чиновников, в Краснодаре на 2024 год насчитывалось 16 участков велодорожек, протяженностью более 35 километров. Но журналист 93.RU смог найти только 11 километров, из которых далеко не везде были достойные условия для езды. Более того, это были не велодорожки, а велополосы — минимальная инфраструктура в виде знаков и разделяющей полосы.
По словам урбаниста, «любой уважающий себя город делает приоритет для пешеходов и велосипедистов», развивая, в том числе и общественный транспорт. Чтобы люди оставляли машины дома и добирались до конечной точки на автобусе, трамвае или другом виде общественного транспорта.
А транспортные потоки, которые и так постоянно растут, урбанист советует распределять. Если этого не делать, то проблему решить не получится.
Ранее портал 93.RU писал, что в новом переходе на Красных Партизан закрыли лифты для маломобильных граждан. Для пользования лифтом нужно позвонить по номеру телефона и дождаться специального человека, который поможет перейти дорогу. В мэрии это тоже объяснили заботой, но уже об оборудовании.
Напомним, что маломобильными гражданами считаются не только пенсионеры и люди с инвалидностью. Беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом тоже относятся к этой группе.
Систему обустроили по аналогии с той, которая действует на федеральных трассах. Это сделано для того, чтобы сохранить оборудование: иначе его ломают, а внутри лифтов спят бездомные.