Город Ломоносов и «комиссарша» в сапогах. История знаменитой мозаики на здании Кубанского университета в Краснодаре

Ломоносов и «комиссарша» в сапогах. История знаменитой мозаики на здании Кубанского университета в Краснодаре

Мало кто знает, что на самом деле изображено на панно

Мозаика на КубГУ — один из символов Краснодара | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUМозаика на КубГУ — один из символов Краснодара | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU

Мозаика на КубГУ — один из символов Краснодара

Источник:

На здании Кубанского государственного университета есть панно, хорошо знакомое почти каждому краснодарцу. Это одна из самых популярных мозаик в городе, которая находится на своем месте уже больше 40 лет. Размер у нее настолько большой, что вблизи рассмотреть общую композицию практически нереально. Высота произведения — 17 метров, оно полностью покрывает три этажа здания.

Вместе с искусствоведом и одним из авторов проекта «Осколки прошлого. Монументальная мозаика Краснодара» Алексеем Угольниковым 93.RU погрузились в историю панно и разобрались, какие загадочные образы на нем отобразил автор.

Фото мозаики, сделанное до запрета на использование дронов в Краснодарском крае | Источник: Предоставлено искусствоведом Алексеем УгольниковымФото мозаики, сделанное до запрета на использование дронов в Краснодарском крае | Источник: Предоставлено искусствоведом Алексеем Угольниковым

Фото мозаики, сделанное до запрета на использование дронов в Краснодарском крае

Источник:

Почему именно мозаика?

Мозаичные панно СССР стали визитной карточкой страны. Такие появлялись во многих южных городах — Краснодаре, Волгограде, Ростове-на-Дону. В 1950–1980-е годы монументальные произведения искусства начали появляться самых разных зданиях — от обычных жилых многоэтажек, до заводов и университетов.

Художники делали ставку на масштаб, чтобы отразить перемены в государстве и его историю, подчеркивая при этом величественность. Мозаика на здании КубГУ — одно из таких. Точно неизвестно, когда стартовала работа над ней, однако открытие произошло в 1980 году.

Автор произведения — Анатолий Беломыцев (1938–2018), советский художник-монументалист и график. Он окончил Краснодарское художественное училище. Был председателем правления Краснодарской краевой организации Союза художников РСФСР.

Фишка мозаики — интересные женские образы | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUФишка мозаики — интересные женские образы | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU

Фишка мозаики — интересные женские образы

Источник:

Феминизм по-советски

Композиция у мозаики довольно сложная, на ней изображено больше 10 человеческих фигур, все они отражают историю образования и науки. Сильнее всего внимание притягивает центральная — это женщина, поднимающая книгу высоко над головой, а позади нее распускаются ветви с листьями. С первого взгляда на мозаику можно и не заметить, что на самом деле все персонажи расположены на своеобразном «древе познания», где женщина с книгой выступает стволом, колонной. Ее четкие и геометрические черты лица напоминают древнегреческие скульптуры.

На мозаике очень любопытные женские образы. Справа изображена девушка-комиссар, одетая в грубую кожаную куртку и солдатские сапоги — все согласно революционной моде.

— Собирательный образ «комиссарши» в кожанке и красной косынке стал частью городской культуры и фольклора двадцатых, утвердился в массовой культуре 1960-х и по сей день символизирует советскую эмансипацию, — пишет Надежда Плунгян, исследовательница женских образов в советском искусстве.

На мозаике изображен Ломоносов | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUНа мозаике изображен Ломоносов | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU

На мозаике изображен Ломоносов

Источник:

А что еще изображено на мозаике?

Беломыцев воплотил довольно много интересных персонажей — монах-летописец, философ, путешественник. А в левом нижнем углу можно найти историческую личность, которую трудно не узнать — это русский ученый Михаил Ломоносов, который держит в руке химическое оборудование.

Еще одно интересное изображение — космонавт возле летящей ракеты, а рядом с ним — ученый в халате и девушка, которая записывает показания прибора. Позы девушки и летописца в противоположном углу зеркальны друг другу — это отражает диалог двух эпох, сочетание традиции и прогресса. Несмотря на то, что пространство мозаики довольно плоское и в нем отсутствует глубина, все фигуры объемные. Все они желтых, коричневых и зеленых оттенков, чтобы у зрителя при просмотре создавался эффект «пожелтевших страниц» книги. На солнце детали ярко бликуют в золотых и бронзовых тонах.

Детали из смальты | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUДетали из смальты | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU

Детали из смальты

Источник:

Как ее создавали?

Мозаика выполнены из смальты — довольно популярного для монументальных произведений материала, который изготавливают из цветного непрозрачного стекла. Небольшие кусочки укладывали в мастерской на бетонные блоки размером 60 на 60 сантиметров, а позже их доставляли на место и крепили на стену при помощи арматуры. Это достаточно популярный способ изготовления подобных работ, главная особенность которых — масштаб.

Историки предполагают, что работа над мозаикой велась не один год, учитывая ее сложность и размер. На ней также присутствуют инициалы автора, что довольно редко для мозаик Краснодара. Изначальный эскиз немного отличался от того, что получилось в итоге. На нем отсутствует центральная фигура женщины, а большинство оттенков было красного цвета.

Эскиз мозаики | Источник: Фото из семейного архива Натальи Беломыцевой, жены художника. Предоставлено искусствоведом Алексеем УгольниковымЭскиз мозаики | Источник: Фото из семейного архива Натальи Беломыцевой, жены художника. Предоставлено искусствоведом Алексеем Угольниковым

Эскиз мозаики

Источник:

Стоит отметить, что главный символ Кубанского университета дошел до наших дней в хорошем состоянии. Во время ремонта фасада здания, который провели в 2019–2020 годах, отреставрировали и мозаику. Поэтому можно смело говорить, что панно будет радовать краснодарцев еще много десятилетий.

Почти все фигуры художник изобразил в золотых оттенках | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUПочти все фигуры художник изобразил в золотых оттенках | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU
Отчетливо видны бетонные блоки, на которые крепили материал | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUОтчетливо видны бетонные блоки, на которые крепили материал | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU
Образы летописца и путешественника | Источник: Екатерина Подымова / 93.RUОбразы летописца и путешественника | Источник: Екатерина Подымова / 93.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления