
Теперь бывший штурмовик учит детей
Максим Муругов из Краснодарского края в свои 23 года успел послужить штурмовиком на СВО, получить два тяжелых ранения, вернуться домой с медалью Жукова, выучиться на педагога и устроиться в школу. Здесь он создал военно-патриотический отряд и теперь делится с учениками своим опытом, помогает освоить основы тактической медицины и начальной военной подготовки. Свою историю Максим рассказал в интервью.
— Как вы попали на СВО и сколько пробыли там?
— Служил по контракту с 2021 года вместо срочной армии и в марте 2022-го оказался в зоне СВО в составе пехотного подразделения. А в 2023 году меня уже комиссовали из-за ранений.
— Расскажите, как это произошло.
— 1 апреля 2022 года шли на штурм Великой Новоселки. Во время штурмовых действий прилетела 120-я мина и оторвала мне переднюю мышцу левого бедра. Упал на землю, дострелял то, что было в магазине. После этого наш БТР начал скатываться, переехал мне ногу. Эвакуировали в госпиталь, три месяца находился в лежачем состоянии. После восстановления поехал в часть и служил там до второй командировки.

Максим не скрывает, что хотел бы вернуться на СВО
— А почему решили вернуться на фронт, несмотря на тяжелое ранение? Вы же полностью не смогли восстановиться в тот раз?
— У меня уже была категория В, с ней не увольняли, да и я не хотел увольняться. Сначала приехал на полигон в Крым, затем — в Херсонскую область, через несколько месяцев — под Бахмут. Вели штурм и держали оборону в Андреевке, Клещеевке, Курдюмовке. Там получил пулевое в руку и семь контузий. Поскольку я был временно исполняющим обязанности командира штурмовой группы, я не мог оставить ребят. Позже меня эвакуировали в госпиталь и после ВВК, к сожалению, комиссовали.
— Сейчас вы работаете педагогом в школе и прошли курсы по психологии. Почему вообще сделали такой выбор профессии?
— Мне хотелось передавать свои знания. Поэтому я принял решение идти в школу и преподавать.
В военно-патриотическом отряде у меня около 30 человек. Помимо этого, веду ОБЗР с восьмого по одиннадцатый классы. Это как ОБЖ, но новый предмет. По сути, начальная военная подготовка для школьников.
— И какие навыки дети получают сейчас?
— Оказания первой помощи, ориентирования по картам, работы с различным вооружением. Помимо этого, есть темы, которые связаны с ОБЖ.
— Дети с удовольствием посещают?
— Да. Старшеклассникам в отряде тоже нравится, они даже выступают на всех соревнованиях.
— Что помогает вам в мирной жизни и работе?
— Я приобрел психологическую устойчивость. Здесь ты менее подвержен каким-то нервным срывам, потому что для тебя каждый день, по сути, это не испытание, а просто обычный день.
— Наверное, и работа с детьми требует психологической устойчивости, они же могут быть непослушными?
— Ну конечно, требует. (Смеется.)
— Вы сказали, что сожалеете о вынужденной комиссации. Почему? Хотели бы вернуться, если бы не состояние здоровья?
— Я в армию пошел в 19 лет, после окончания колледжа, и думал, что буду связан со службой до конца своих дней. Когда мы заехали первый раз на территорию Украины, я не планировал свою жизнь после 20 лет, думал, там и останусь. Но сейчас мне уже 23, и надо как-то жить, двигаться дальше. Естественно, хотелось бы вернуться, потому что там два близких друга, один чуть старше меня, другой чуть младше, и как-то плохо морально быть далеко от них.