Когда-то здесь варили мыло, потом изготавливали ремни и седла для кавалеристских частей Красной армии. В 90-е производство на фабрике кожаных изделий на улице Березанской зачахло, корпуса планировали снести и построить на их месте очередной ЖК. Этим планам так и не суждено было сбыться, но полуразрушенное производство в центре Краснодара закрыто, а объекты на его территории пугают людей пустыми глазницами окон. Любитель истории Денис Федоренко рассказывает читателям 93.RU о прошлом и настоящем легендарного краснодарского предприятия.
— Само здание завода начали строить в сентябре 1919 году. По воспоминаниям старожилов, здесь производилось расщепление растительного масла на жиры, часть из которых шла на производства мыла, поэтому в немногочисленных документах первых лет советской власти он фигурирует как мыловаренный завод.
Завод не был национализирован потому, что в годы Гражданской войны он находился в стадии строительства. Вопрос о передаче в государственную собственность встал в 1920 году, когда уже приступили к пробной варке мыла, а клееварочное отделение было отстроено на 85%. Через два года завод «Химжир» перешел во владение акционерного общества, которое представлял германский подданный инженер Вильгельм Карлович Радриан. Но советская власть недолго нуждалась в услугах иностранных компаний. Просуществовал «Химжир» до 1929 года.
После военной разрухи наступил период индустриализации. В первую пятилетку встал вопрос о строительстве шорно-седельной фабрики в Краснодаре. Северо-кавказский кожкомбинат признал наиболее целесообразным строительство фабрики на территории завода «Химжир». Стоимость строительства варьировалась от 200 до 290 тысяч рублей. Первый коллектив рабочих был переведен вместе с оборудованием из Армавирской шорно-седельной мастерской. Строительства фабрики началось в условиях общего наступления социализма в 1930 году.
История фабрики кожизделий начиналась с полузаброшенных помещений недостроенного завода «Химжир», на базе которого в 1930 году предстояло создать новую шорно-седельную фабрику. Торжественное открытие предприятия в итоге состоялось 30 апреля того же года.
Фабрика должна была ежегодно выпускать 20 тысяч комплектов седел, необходимых кавалерийским войскам Красной армии. Это была сложная к тому времени задача. Она усугублялась еще и тем, что к моменту своего пуска фабрика была практически не укомплектована квалифицированными кадрами. Вот почему одновременно с вводом в строй фабрики, на ее базе было открыто ФЗУ, признанное готовить специалистов-шорников.
Продукция ее, в основном, предназначалась для оснащения Красной Армии: седла кавалерийского и казачьего типа, обозная упряжь, сумки полевые, планшеты для карт, пояса, портупеи, кобуры для комсостава, поясные брючные ремни для солдат, шорные ремни, темляки для шашек и др. Наряду с военным госзаказом фабрика производила также и товары народного потребления: различные виды упряжи для сельского хозяйства, галантерейные изделия из кожи.
В 1930-е годы по всей страны широко развернулось стахановское движение. В 1936 году в трудовом соперничестве участвовала треть коллектива, более трехсот человек.
1937–1940 годы были годами интенсивного роста производства. Именно в этот период предприятие достигло своей наивысшей численности — 1500 человек. Ежегодно вырабатывая продукции на 22 млн рублей, фабрика занимала третье место среди предприятий шорной промышленности страны.
Фабрика в период ВОВ
С первых же дней войны фабрика перешла на оборонный режим работы. Ушедших на фронт мужчин в цехах заменили женщины. Достаточно сказать, что ими в начале 1942-го в короткий срок года была оснащена кавалерийская бригада, сформированная на Кубани. С патриотическим посылом выступили комсомолки А. Воронкова и В. Артисевич. Вызвав на соревнование советских воинов, сражавшихся на «Голубой линии», девушки обязались выполнить по две нормы в день. В свою очередь, бойцы обещали уничтожить 150 гитлеровцев. До самого дня эвакуации, в условиях бомбежек, коллектив фабрики продолжал поставлять поставлять фронту необходимое снаряжение.
Эвакуация предприятия, вместе с демонтажом оборудования, началась 16 июля 1942 года. В августе 1942 года фабрика эвакуировалась в Новосибирск. Во время оккупации Краснодара производственные здания были разрушены и сожжены.
По воспоминаниям Софьи Ивановны Исраеловой, когда немцы бомбили город, один из снарядов попал в главное здание завода и пробив межэтажные перекрытия, так и остался лежать внизу, неразорвавшийся. Вскоре его разминировали.
После освобождения города в феврале 1943 года сразу же началось восстановление фабричных корпусов и оборудования.
Многие рабочие Краснодарской шорно-седельной фабрики имени РККА героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Оказался среди них человек, который своим подвигом обессмертил свое имя. Рабочий пятого цеха Михаил Корницкий был участником легендарного десанта Куникова на Малой Земле. Ценой собственной жизни он проложил путь для попавших в окружение товарищей. В 1965 году улица Уманская была переименована в улицу имени М. М. Корницкого.
Второе рождение
Второе рождение фабрики связано с периодом восстановления предприятия. Из эвакуации коллектив вернулся спустя месяц после освобождения Краснодара от оккупации. Груды дымящихся развалин нашли рабочие на месте цехов. Казалось, на возрождение уйдут годы, но суровое время диктовало свои сроки. Восстановительная бригада начала строительные работы на месте развалин.
В 1947 году коллектив фабрики вышел за довоенные рубежи производства. Пятая пятилетка положила началу плановому внедрению новой техники. Был взят курс на реконструкцию производства и освоение новых материалов.
Вскоре руководство фабрики пересмотрело систему подготовки кадров, и рабочие стали обучаться сразу нескольким смежным профессиям. Изменение ассортимента продукции, переход на выпуск кожгалантереи повлекли за собой переименование фабрики. С 1961 года фабрика стала называться Краснодарской фабрикой кожаных изделий имени РККА.
К концу седьмой пятилетки выпуск продукции был переведен на непрерывный поток, что привело к росту производительности и повышению рентабельности. Это не могло не сказаться на улучшение жилищно-бытовых условий. Если до войны фабрика имела один жилой дом, то теперь их было уже восемь. Был построен детский сад, клуб со зданием заводоуправления и база отдыха на Черном море.
С 1968 года фабрика стала полностью рентабельной. В 1970-е коллектив фабрики взял курс на полную механизацию производственных процессов, увеличение объема производства при одновременном сокращении численности персонала. Для работников завода была проведена трамвайная линия и сооружена остановка.
В 1990-е годы, в связи с экономическими и политическими изменениями в стране, происходят изменения и на предприятии: в апреле 1991 года фабрика переходит на арендные отношения с Рослегпромом. Решением исполкома Первомайского райсовета г. Краснодара № 287 от 19.04.91 зарегистрировано арендное предприятие «Краснодарская фабрика кожаных изделий им. РККА». С дальнейшим проведением приватизации предприятие в апреле 1993 года преобразуется в АОЗТ «Краснодарская фабрика кожаных изделий», а с июля 1996 года — в ЗАО «Краснодарская фабрика кожаных изделий».
От ЖК до заброшки
В 1990-х резко падает рентабельность предприятия, уменьшается количество заказов, что приводит к уменьшению выпуска продукции и сокращению численности работников. Попытки реанимировать производство не были особо успешны, и в 2000-х годах спад продолжился. Выпускаемая продукция была нерентабельна, требовалось обновление изношенного оборудования, ремонт старых помещений, которые были непригодны для дальнейшей эксплуатации.
Постепенно у предприятия росли долги. С 2008 года производственно-хозяйственной деятельности не велось — станки были распроданы, производство остановлено. В сентябре 2008 года, в связи с нерентабельностью и убыточностью производства, акционерами на общем собрании было принято решение о ликвидации предприятия.
В январе 2011 года ЗАО «КФКИ» было ликвидировано. В 2010 году территорию выкупил застройщик. В 2016 году все строения, в том числе и саму фабрику, планировали снести, о чем свидетельствуют данные рендеры и план.
Застройщик (в настоящее время признанный банкротом) получил деньги дольщиков и начал строительство жилого комплекса «Янтарь». Но что-то пошло не так, стройку заморозили и арестовали. С 2016 года сроки завершения работ много раз переносили.
В итоге проект реализации долгостроя был признан экономически невыгодным. В декабре 2019 года было принято решение выплатить участникам строительства этого ЖК денежные компенсации. На данный момент фабрика заброшена, на территории присутствует охрана с собаками.